TCG (Trading Card Game) это тип карточных игр. Весьма сильно отличающийся от игр в обычные карты. На данный момент существует много всяких TCG игр. Обычно они делаются по мотивам популярных аниме, фильмов и т. п. Хотя существуют и TCG такой основы не имеющие. В каждой TCG свои правила, и свои карты. В отличии от обычных карточных игр, карт в TCG очень много, и какие именно из них поместить в колоду решает сам игрок. У каждого игрока своя колода карт. Yu-Gi-Oh! TCG это одна из самых популярных TCG игр. В нее играют в реале. По ней так же создано большое количество видео игр, и конечно же ей посвящены большая часть аниме и манги по Yu-Gi-Oh!.
В первые Yu-Gi-Oh! TCG появилось в манге по Yu-Gi-Oh!, и называлось тогда Magic & Wizards. Сама манга на тот момент была посвящена не столько TCG, сколько разнообразным играм. Magic & Wizards была лишь одной из них. Однако она особенно полюбилась читателям. Так что впоследствии из манги про разные игры, манга Yu-Gi-Oh! превратилась в мангу по Yu-Gi-Oh! TCG. Первый сериал по Yu-Gi-Oh! так же как и манга, был посвящен разным играм. Но последовавшие после него DM и GX за редким исключением, рассказывали лишь о TCG. Хотя в Yu-Gi-Oh! Capsule Monsters все же рассказывается о другой игре. Большая часть видео игр по Yu-Gi-Oh! так же посвящены именно TCG. И лишь в нескольких играх, представлены другие типы игр.
Ниже я опишу правила игры в Yu-Gi-Oh! TCG. Вообще то существует несколько вариантов правил. Те что я опишу ниже используются в реальной игре, и всех новых видео играх по Yu-Gi-Oh!. Тогда как в старых играх, аниме и манге правила несколько отличаются от описанных.
В первую очередь, для игры в Yu-Gi-Oh! TCG необходимо иметь колоду карт (Main Deck) состоящею из как минимум 40 карт. Лимита на максимальное количество карт в колоде нет, однако 40 должны быть обязательно. Плюс к тому можно так же иметь еще две особые колоды, Side Deck и Fushion Deck. Однако их наличие не обязательно. И зависит от желания игрока. Играть вполне можно и без них. Side Deck используется только во время так называемых Match Duel. Иначе говоря игре при которой побеждает не тот кто выиграл первую битву (Duel), а тот кто выиграл 2 битвы из 3. Согласно правилам во время между битвами Match Duel'а запрещено изменять содержимое основной колоды, используя всю коллекцию карт. Однако вместо этого ее можно изменить используя карты из Side Deck. Количество которых должно быть ровно 15. Не больше, не меньше. Что же касается Fushion Deck, то в нее можно ложить только карты Fushion Monster'ов (см. про них ниже), которые запрещено класть в обычную колоду и Side Deck. Если игрок таких монстров не использует, то и Fushion Deck ему соответственно не нужна. Никаких лимитов на минимальный и максимальный размер Fushion Deck'а не существует.
Для всех колод справедливо правило, согласно которому в них не должно быть более чем по 3 копии одной и той же карты. При этом Main Deck и Side Deck рассматриваются как одна колода. Т. е. если в главной колоде у вас уже есть 2 копии одной карты, то в Side Deck вы можете положить не больше еще одной. Плюс к тому ряд карт официально считается Semi-Limited, Limited и Forbidden. Копий Semi-Limited карт в колоде не должно быть больше 2, Limited только одна, и Forbidden карты запрещено класть в колоду вообще. Отмечу однако что это главным образом используется в официальных соревнованиях. Даже в видео играх иногда можно использовать Forbidden карты.
Помимо колоды для игры могут так же понадобится такие вещи как игровое поле, монетки монстров (Monster Token), обычные монетки, счетчики и дайс. Игровое поле необходимо только при игре в реале (в видео играх оно и так есть), да и даже в реале если помнить где что лежит, то можно и без него. Монетки монстров это как бы псевдо карты монстров, изредка возникающие во время игры из-за эффектов. В качестве их можно использовать любой подходящий предмет. То же справедливо и для счетчиков (т. е. обозначений к примеру того сколько ходов прошло и т. п.). Дайс и обычные монетки так же требуется лишь изредка, они необходим только при активации ряда карт которым они требуется для определения эффекта.
Общее количество карт в Yu-Gi-Oh! TCG уже достигло нескольких тысяч, и продолжает расти. Все они делятся на 3 типа, каждый из которых разделен на ряд подтипов. Типы эти называются карты монстров (Monster), магические карты (Spell) и ловушки (Trap). Теперь расскажу о каждом типе карт по порядку.
Карты монстров это самые часто используемые карты в Yu-Gi-Oh!. Именно на них происходит само сражение. У каждого монстра есть ряд параметров. В первую очередь это параметры атаки и защиты. Чем они больше тем лучше. Плюс к тому у монстров есть так же такие параметры как уровень, тип и атрибут. Уровень обозначается на карте количеством звездочек. Но обозначает он не столько силу монстра, сколько то как он может быть призван на поле боя (хотя обычно монстры с большим уровнем так же сильнее тех, что с маленьким). Что является необходимым для использования карты в Yu-Gi-Oh!. Монстры 1-4 уровня могут быть просто призваны. Монстры 5-6 для призыва требуют сначала пожертвовать одним из уже призванных на поле боя монстров. А 7 и более, двумя. Таким образом само по себе имение низкого уровня полезно для игрока.
Типов у монстров (не путайте с типами карт монстров) 20, это Warrior, Beast-Warrior, Beast, Winged-Beast, Reptile, Dinosaur, Dragon, Fish, Sea Serpent, Aqua, Rock, Pyro, Plant, Thunder, Spellcaster, Fairy, Zombi, Fiend, Machine и Insect. Однако значение типа относительно не велико. Так как никакого превосходства одного типа над другим в Yu-Gi-Oh! TCG нет. Типы нужны лишь для ряда специальных эффектов, действие которых затрагивает лишь монстров определенного типа или типов. Ровно так же дело обстоит и с атрибутами. За тем лишь исключением что атрибутов всего шесть, а именно Dark, Light, Water, Fire, Wind, Earth.
Карты монстров делятся на 4 типа. Обычные (Normal), эффектные (Effect), соединяющиеся (Fushion) и ритуальные (Ritual). При этом, Fushion и Ritual могут так же одновременно быть и эффектными. Normal однако эффектным быть не может, ибо Effect это по сути и есть обычный плюс эффект. Что касается обычных монстров, то это просто стандартные монстры. Эффектные монстры подобные стандартным, но могут делать еще что то, поверх обычного боя. Эффектов их огромное множество, включая как полезные, так и напротив вредные для использующего их игрока. При этом разные эффекты могут быть активированы по разному. Иначе говоря для активации многих эффектов сначала должно произойти какое то событие (к примеру, может быть необходимо что бы соперник призвал монстра), а затем уже эффект будет активирован. Хотя бывают и такие эффекты которые можно активировать просто решив это сделать. Какой именно эффект содержит карта, и когда его можно активировать, написано на самой карте.
Что же касается Fushion и Ritual монстров, то они в сущности не столько не обычны сам по себе, сколько просто не могут быть призваны так же, как и обычные монстры. Для того что бы призвать Fushion монстра его во первых надо иметь в Fushion Deck. Плюс в руке или на поле 2 или более монстров необходимых для его призвания. При этом стоит отметить что это не просто какие попало монстры, а строго определенные (хотя эффект некотрых монстров и позволяет им сойти за одного из подходящих для соединения монстров). Плюс использовать магическую карту Polymerization или иметь поставленную на поле карту Fushion Gate, которая позволяет нескольким монстрам объединится в одного нового, того самого Fushion монстра. После призыва Fushion монстр сражается так же как и обычный или эффектный (если у него есть эффект). Что же касается ритуальных монстров, то для их призыва надо иметь в рук карту самого монстра, а так же нужную для его призыва ритуальную магическую карту. На этой карте написано что надо сделать, что бы призвать его (обычно придется приносить в жертву монстров) и после ее использования и выполнения соответствующих условий монстр будет призван. Далее он будет сражаться как обычный или эффектный монстр.
Теперь я перехожу к магическим картам и ловушкам. В сущности две данных категории карт весьма похожи. Каждая из них, содержит какой то особый эффект (как и эффект у эффектного монстра). Какой именно, написано на самой карте. Разница между ними главным образом заключается во времени когда этот эффект можно активировать. И иногда так же в самом эффекте. Хотя для некотрых эффектов вполне возможно найти эффектного монстра, магическую карту и ловушку делающих в сущности одно и тоже.
Начну с магических (Spell) карт. Они делятся на 6 типов. Пять из которых могут быть активированы только во время твоего хода, и лишь один и во время хода соперника то же. Типы эти: обычные (Normal), продолжительные (Continious), быстро-играемые (Quick-Play), экипировочные (Equip), полевые (Field) и ритуальные (Ritual). Обычные магические карты просто выполняют какое либо действие (к примеру уничтожают всех монстров противника) и уничтожаются сразу поле его выполнения. Продолжительные остаются на поле и продолжают что то делать (к примеру пополняют LP пользователя, каждый раз когда активируется магическая карта) до тех пор пока не будут уничтожены за счет эффекта другой картой. Квикплейные это как раз те, что могут быть активированы и во время хода противника. При этом, в отличии от всех остальных магических карт, их нельзя использовать в тот же ход, в котором они были поставлены на поле. Хотя их и можно использовать активируя их сразу, а не просто ложа на поля без активации. Но в таком случаи активировать во время хода противника, их уже не получится. Как и обычные они уничтожаются сразу после активации и выполнения эффекта. Equip карты это карты которые остаются на поле и как бы экипируются на указанного монстра (как своего так и противника). Зачастую они поднимают или опускают его атакау\защиту, но возможны и другие эффекты. Полевые карты ложатся в особую зону поля. И делают что то для всего поля. Почти всегда это не большое поднятие аткаи\защиты для монстров определенного типа(ов) (как своих так и противника) и уменьшение их для монстров другого типа(ов). Возможны однако и другие эффекты. При этом на поле может быть только одна полевая карта. Если активируется новая, то старая при этом уничтожается. Ну и наконец ритуальные карты нужны только для призыва ритуальных монстров. На каждой из них написано что именно нужно сделать для призыва. А на самих ритуальных монстрах написано какая именно ритуальная карта подходит для их призыва.
Карты ловушки (Trap), делятся на три типа. Каждый из которых можно активировать как в свой ход, так и во время хода противника. Однако их нельзя активировать в тот же ход, в который они положены на поле. И в отличии от квикпленых магических карт, их так же нельзя активировать сразу, без предварительного помещения на поля без активации. Типы ловушек это обычные (Normal), продолжительные (Continious), и ответные (Counter). Обычные ловушки уничтожаются сразу после исполнения их эффекта. Продолжительные подобны продолжительным магическим картам, и так же продолжают что то делать на поле. И наконец Counter могут быть активированы только в ответ на определенное действие противника, которое они останавливают. К примеру противник пытается применить магическую карту, но пока ее эффект еще не был исполнен, ты активируешь каунтер и уничтожаешь ее.
Победить в Yu-Gi-Oh! TCG можно одним из трех способов. Первый способ заключается в том, что бы довести LP противника до нуля. LP (Life Points) это по сути энергия игрока. В начале каждого боя обеим игрокам дается по 8000 LP. И в последствии оно может уменьшаться или расти за счет атак монстров и различных эффектов. Именно таким способом заканчивается большинство сражений. Так же победить можно если возникла такая ситуация что противнику надо взять карту из колоды, однако его колода уже пуста. И последний способ заключается в том, что бы собрать ряд определенных карт. После чего активируется их эффект, который дает тебе моментальную победу (к примеру если у тебя в руке соберутся все пять карт Exodia, то ты победил).
Сама битва ведется на специальном игровом поле. Которое состоит из 4 рядов по 7 ячеек в каждом. Два ряда для одного игрока и два ряда для другого. В правой нижней ячейке поля лежит ваша колода, прямо над ней ваше кладбище (в него попадают уничтоженные карты). В левой нижней лежит ваша Fushion Deck а над ней место для Field Spell карт (в отличии от остальных магических карт, они могут быть положены только туда). Между углами поля есть еще по пять нижних и верхних ячеек. Нижние предназначены для всех ловушек и магических карт кроме Field Spell'ов. И как и следует из их количества одновременно на поле могут быть только пять таких карт. Даже если вы используйте те карты, которые уничтожаются сразу после выполнения эффекта, вы должны поместить их на поле на время его выполнения. А если все пять ячеек заняты, то положить на них что то еще уже конечно же нельзя. Верхние пять ячеек предназначены для монстров. И из их количества так же следует что одновременно каждый из игроков может контролировать до 5 монстров, но не больше.
Для того что бы использовать любую карту ее сначала надо положить на поле. На то как, когда и поскольку карты можно ложить, есть свои правила. Карты монстров могут быть положены в две позиции. В позицию для атаки (вертикально) и в позицию для защиты (горизонтально). Когда монстры ставятся в позиции для атаки, то они всегда ставятся изображениями монстров вверх. Однако когда они ставятся в защитную позицию, они изначально всегда (за исключением тех случаев когда эффект какой либо карты говорит обратное) ставятся обратной стороной вверх. Но впоследствии, после их перевода в положение для атаки, или после того когда какой то монстр противника атаковал их, они переворачиваются изображением вверх. И в последствии даже при изменении позиций всегда остаются изображением монстра вверх. Проставление монстра изначально в позицию для атаки, называется призывом (Summon), а в позицию для защиты поставкой (Set). Раз в ход каждый игрок может менять позицию своих монстров. Но ее нельзя менять в тот ход когда они были призваны или поставлены. А так же позиция монстров которые уже атаковали в этом ходу, не может быть изменена.
Существует несколько способов призвать или поставить монстра. Во-первых, каждый игрок имеет право призвать или поставить (по его желанию) одного обычного или эффектного монстра с карт из его руки на поле. Это называется обычным призывом (Normal Summon) или соответственно поставкой. Если монстр которого игрок хочет призвать или поставить находится на 5+ уровне, то прежде чем призвать или поставить его, игроку необходимо сначала уничтожить соответствующие количество своих уже стоящих на поле монстров. Если же таковых нет, то и призвать или поставить его соответственно нельзя. Такой тип призыва называется Tribute Summon. Плюс к тому призывать монстров так же позволяет и ряд эффектов (в зависимости от эффекта это может быть призыв с руки, с кладбища из колоды, или даже совсем удаленных из игры). Такой тип призыва называется Special Summon. И именно под него подпадают так же и призыв Fushion и Ritual монстров. Лимита на количества призванных или поставленных таким образом монстров нет (хотя стандартный лимит в максимум по пять монстров у каждого из игроков, остается). Некотрые эффекты позволяют даже призывать монстров во время хода противника. Плюс к тому, изменение позиции с защитной на позицию для атаки, которое совершается самим игроком, для монстра лежащего в положении изображением вниз, называется Flip Summon. Однако последующие изменение положений, плюс переворот карты из-за атаки другого монстра или эффектов, Flip Summon'ом уже не называется. В сущности Flip Summon это не поставка монстров, а лишь изменение позиции. Его отличии от прочих ее изменений, заключается в том, что некотрые эффекты активируются только когда монстр Flip Summoned.
Для активации карт и ловушек необходимо так же поставить их на поле. Ставятся они всегда вертикально. Однако могут быть поставлены изображением вверх или вниз. При активации положение всегда необходимо менять на изображением вверх. Просто поставленная изображением вниз карта хотя и уже находится на поле, пока еще не является активированной. Т. е. она просто лежит и ничего больше не делает. Так можно ложить сколько угодно (но не забывая о том, что максимум их у одного игрока пять) любых магических карт и ловушек. Что касается Field Spell'ов, то их хотя и можно так же класть без активации, однако при активации они перемещаются в соответствующею область поля. А если они активируются сразу, то сразу же тут и помещаются (иначе говоря если у вас уже все пять ячеек заняты, то вы все равно можете активировать Field Spell). Активировать все типы магических карт можно сразу же, без предварительно помещения их обложкой вниз. Однако для всех кроме квикплейных, активация возможно только в определенных частях свого хода или в ответ на активацию какой то магической карты или ловушки противником (об этом см. ниже). Что же касается квикплейных, то их можно активировать и во время хода противника, но для этого они уже должны лежать на поле. Если магические карты уже были положены на поле без активации, то все кроме квикпленых все равно можно активировать в пределах соответствующих частей своего хода. Однако квикплейные нельзя активировать в том ходу, когда они на поле были помещены. Что же касается ловушек то все они должны быть сначала положены на поля изображениями вниз. И активировать их можно только в ход противника или в любой свой ход, за исключением того, в котором они были положены.
Теперь перехожу к рассказу о самом процессе игры. В начале игры игроки должны решить кто ходит первым. Обычно для этого используется игра в камень-ножницы-бумагу, однако допустимы и другие способы решения этого вопроса. При этом тот кто выиграл в мини-игре по решению кто ходит, может выбирать ходить ли ему самому первым, или предоставить возможность первым начать противнику. Затем каждый игрок берет по 5 карт из своей колоды. После чего начинается первый ход. Сама игра идет именно по ходам. И игроки делают разные вещи во время своих ходов. А во время ходов противника они ограничены лишь активацией некотрых эффектов карт. Считаются ходы совместно (что важно т. к. есть некотрые эффекты которые активируется лишь в течении или после определенного количества ходов). Т. е. первый ход ходит первый игрок, второй ход, второй, третий ход, снова первый игрок и т. п.
Каждый ход разделен на 6 фаз, Draw Phase, Stand By Phase, Main Phase 1, Battle Phase, Main Phase 2, End Phase. При этом Battle Phase и Main Phase 2 могут быть пропущены по желанию игрока. Остальные фазы могут быть пропущены только лишь из-за эффектов которые принуждают игроков пропускать какую то фазу. Если таких нет, то соответствующие фазы присутствуют всегда. В Draw Phase игрок должен взять одну карту из своей колоды. В Stand By Phase могут активироваться эффекты некотрых карт, за отсутствием таковых, дело сразу же переходит к Main Phase 1. В ней можно призывать или ставить монстров, менять их позиции. Ставить или активировать эффекты магических карт и ловушек, а иногда и эффекты монстров тоже. После нее может идти как Battle Phase так и End Phase. В Battle Phase можно лишь атаковать своими монстрами, находящимися в позиции для атаки, монстров противника. А так же активировать квикплейные карты (даже с руки) и ловушки (стоящие на поле более одного хода). Однако другие магические карты активировать нельзя. Часть эффектов монстров так же активируется именно в Battle Phase. После нее можно пройти как в Main Phase 2 которая идентична Main Phase 1, так и в End Phase. В последней так же могут быть активированы некотрые эффекты, за отсутствием которых или после их активации, начинается ход противника. Плюс к тому, если у игрока в руке уже есть 7 или более карт, то он должен отправить на кладбище такое количество карт, которое необходимо что бы число карт в руке стало 6. Какие карты отправлять на кладбище, решает сам игрок.
Теперь расскажу подробнее о процессе битвы. Как я уже писал, лишь монстры находящиеся в положении для атаки могут атаковать. Игрок сам выбирает какой из его монстров, какого монстра противника атакует. Впрочем игрок так же может выбрать не атаковать вообще. Если один монстр атакует другого монстра, находящегося в позиции для атаки, то их параметры атаки сравниваются. Тот монстр у кого показатель меньше уничтожается (даже есть это тот монстр, который сам атаковал), а разницу между атаками вычитают из LP того игрока, у монстра которого атака была меньше. При одинаковой атаке оба монстра уничтожаются, LP ни у кого не изменяется. Если же монстр атакует монстра в защитной позиции то сравниваются уже показатели атаки атакующего, и защиты защищающегося. Если атака больше, то защищающийся монстр уничтожается, однако LP игрока с защищающимся монстром не изменяется. Если же атака меньше, то оба монстра остаются. А разница между параметрами вычитается из LP атакующего. При одинаковом значении параметров оба монстра остаются, LP ни у кого не изменяется. Если монстр в защитной позиции стоял изображением вниз, то при атаке он хотя и остается в защитной позиции, но переворачивается изображением вверх (многие эффекты монстров активируются как раз в этот момент).
Отдельного упоминания стоит цепь (Chain). Цепью называется активация одного эффекта в ответ на активацию другого. Каждый раз когда кто у кого то из игроков активируется какой либо эффект, его противник получает возможность так же активировать один из своих эффектов. Что в свою очередь дает право игроку активировать еще один свой и т. п. Таким образом получается цепь эффектов. Когда цепь закончена она начинает активироваться с конца. Если к примеру игрок активировал магическую карту, а его противник ответил на это активацией карты которая убирает эффет магической карты и уничтожает ее, то соответственно магическая карта уничтожается без выполнения эффекта. Стоит так же отметить что у всех эффектов есть так же такой параметр как Spell Speed. Имеющий значения от 1 до 3, в зависимости от типа карты эффекта. Так вот, отвечать на активацию карты противника можно лишь картой с такой же или большей скоростью спелла, как и та карта, которую он активировал. Все магические карты кроме квикплейных имеют Spell Speed 1, квикплейные два. Все ловушки кроме Counter'ов, имеют Spell Speed 2, а каунтеры единственный тип карт с Spell Speed 3. Все эффектные монстры, кроме монстров с так называемым Multi-Trigger типом активации эффекта, имеют Spell Speed 1, а те что с Multi Trigger, Spell Speed 2.
Ну вот пожалуй и все самые основные правила. Зная их, вы уже можете играть. В Yu-Gi-Oh! однако есть еще множество разных нюансов и т. п. О которых я здесь сейчас писать не буду. Если вы хотите узнать о них, то можете посетить официальный сайт Yu-Gi-Oh! TCG где все это расписано.