Платформеры были наиболее значительным жанром, во времена NES (ввиду схожести и не большого количества, дальнейший рассказ пойдет с включением и Run & Gun игр, но без включения одноэкраных платформеров). Даже если считать только японские, то на ней в целом вышло более 200 игр (а так же более семидесяти западных, но они не отличались особой известностью, или качеством). Однако далеко не всех их можно назвать значительными. Под значительностью тут главным образом подразумевается наличие у них высокого уровня качества и\или известности, а так же прочих особо примечательных вещей связанных с ними. Ввиду большого количества игр в целом, познакомится со всеми ними может быть весьма проблематично. И проводя ознакомление, его адекватней всего начинать именно с наиболее значительных игр.
Прежде чем говорить об конкретных играх, важно четко понять, какие игры вообще могли быть известными и\или качественными. А так же то насколько и почему известность игр сочетается с их качеством. Поверх качества, известность игр главным образом зависела от двух факторов. Одним из которых были способности выпускавшей ее компании по продвижению данной игры, и вторым время выпуска. Фактически действительно известными могли быть лишь игры разработанные, или хотя бы изданные большой компанией. Имеющий достаточно возможностей для их продвижения. Ввиду чего практически все наиболее известные платформеры были созданы или изданы тремя особо крупными компаниями. Да и большинство следующих за ними по популярности игр, так же было сделано лишь не большим числом, компаний среднего уровня. Большую роль в известности игр так же имело время выпуска. Официально выпущенные игры для NES в целом выходили с 1983 по 1995 год. Однако еще за долго до окончания их выпуска, уже вышел ставший ее приемником SNES (Jap - 1990-11-21 \ US - 1991-08-23). После его выхода внимание многих геймеров переключилась на него. Ввиду чего игры вышедшие после этого, получили гораздо меньше популярности (не считая стран, в которых SNES не имел значительного распространения). Особым вопросом так же является ситуация с популярностью игр на западе. Где популярными становились главным образом лишь фактически вышедшие на нем игры. Тогда как не мало игр изданных только в Японии, хотя и обладало популярность в ней, но было малоизвестно на западе. Значительность больших компаний, пусть и в меньшей степени, но так же распространяется и на качество игр. Так как именно в таких компаниях было больше ресурсов, да и шансов на наличие более талантливых разработчиков, как впрочем и желания браться за более глобальные проекты. Тем не менее талантливые разработчики были и в некотрых из мелких компаний. Что позволило им создавать не большое число весьма качественных, но не особо известных игр. Особо стоит отметить, существование ряда компаний, специализировавшихся на выпуске низко бюджетных игр, порой выпуская их в не малом количестве. Разумеется игры от них главным образом не обладали значительной известностью или качеством. Тем не менее, не во всех них, сами по себе разработчики были столь уж не способными. Ввиду чего, отдельные большие проекты от них могут быть относительно примечательными. Большую разницу между известностью и качеством игр, вносит проблема времени. Дело в том, что лишь к 1990 году, как технические возможности, так и рост опыта разработчиков, позволил им выпускать качественные игры в относительно большом объеме. Так что подавляющие большинство самых качественных NES игр, вышло уже после этого. Однако вскоре после этого так же вышел SNES, ввиду чего многие из этих игр, имели лишь весьма низкий уровень популярности (это так же не распространяется на страны где SNES не имел особой популярности, в них такие игры напротив были весьма популярными). Это привело к тому, что часть геймеров главным образом игравшая в более примитивные ранние игры, даже не имела толкового представления о подлинных возможностях консоли, демонстрируемых играми более поздних времен. Еще одной проблемой не соответствия качества и популярности игр является то, что многие геймеры не прилагали особых усилий к серьезному ознакомлению с игровым набором консоли, играя главным образом в те игр, которые больше всего рекламировали. Ввиду чего часть не столь уж качественных игр, стала особо популярной. Тогда как ряд весьма качественных игр, напротив особой популярности не имел. В целом не соответствие качества и популярности, можно рассматривать как один из примеров не абсурдности. И практически знакомясь с видео играми, стоит знакомиться не только с популярными, но и с не обладавшими особой популярностью, качественными играми.
Компаний активно выпускавших NES платформеры, и обладавших действительно большими способностями к их продвижению, было всего три. Даже среди них, по способностям к продивжению игр, сильно выделялся выпустивший саму консоль, Nintendo. Правда им было выпущено не столь уж много платформеров, да и их качество было не столь уж великим. Однако за счет способностей к продвижению, игры от него и стали наиболее известными. Вслед за ним шли несколько менее способные к продвижению, но выпустившие куда больше платформеров, причем часто обладающих весьма высоким уровнем качества, Capcom и Konami. Самые успешные из платформеров, произведенных этими тремя компаниями, фактически и являются самыми известными платформерами на NES. Однако у них так же есть и менее известные игры, относящиеся к более низким категориям. Вторую категорию по известности главным образом составляют игры от ряда компаний среднего размера. К которым относятся Natsume, SunSoft, Tecmo, и союз Hudson\Now Production (Now Production занимался созданием, Hudson их изданием, хотя так же делал игры и сам). Платформеры от прочих компаний, главным образом были не особо известны, или вообще не известны. Однако среди них так же порой встречались весьма качественные игры. Включая как игры от маленьких, но относительно талантливых компаний, выпускавших лишь не много игр (таких как Shimada Kikaku, Takeru, EIM). Так и особо удачные игры, от более больших, но не особо способных компаний.
Среди платформеров\Run & Gun игр на NES можно выделить пять действительно известных игровых серий\наборов игр. К которым относятся: Mario, Rockman, Capcom-Disney, Castlevania, Contra. Причем все они были сделаны только тремя самыми большими компаниями. Правда довольно близко к ним стоят еще две серии от компаний из четверки средних (Ninja Gaiden, Adventure Island). На NES так же был ряд отдельных особо известных платформеров. Которые хотя и являются частями серий, но не посредственно на NES, из них вышло лишь по одной игре. К ним относятся: Metroid, Kirby's Adventure, Hikari Shinwa, Ghosts 'n Goblins, Blaster Master, Bionic Commando (правда у Ghosts 'n Goblins есть вторая игра на NES, но это спиноф, с куда меньшей известностью). Причем почти все они так же были сделаны или изданы тремя самыми большими компаниями (за исключением Blaster Master от SunSoft). Поверх них еще порядка 40 игр можно назвать относительно известными, но в меньшей степени чем эти.
Сама Nintendo выпускала не столь уж много платформеров. Разработав всего 6 игр, и издав еще одну игру от HAL Labs (в отдельных регионах, ей были изданы игры и поверх этого). Популярность игр от нее порядком превосходила игры от остальных компаний. Однако это было связано не столько с качеством игр, сколько с возможностями Nintendo к их продвижению, и ранними сроками выпуска разработанных ей игр. Самая известная игровая серия от нее не просто была самой известной серией платформенных игр, или даже самой известной игровой серий не NES, а фактически стала самой известной игровой серией из всех видео игр в целом! Ей является серия Super Mario Bros. Однако ситуация с ней довольно не простая. Первая игра из нее вышла еще в 1985, став самым первым NES платформером (если Spartan X за него не считать). Хотя ввиду ограниченности игр тех времен, она еще была во многом довольно примитивной (графика в разных уровнях во многом повторялась, всего несколько врагов, все боссы являются вариациями одного и того же), она в то же время была весьма не плохо выполнена, и к тому же ее стали поставлять прямо вместе с консолью. Что обеспечило популярность как ей, так и всей серии в целом. Вторая часть в Японии вышла уже в 1986. Однако она была быстрей набором новых уровней к первой, нежели подлинно новой частью серии. Представив лишь несколько новых элементов (ветер, ядовитый грибок, различие между игровыми персонажами). И став знаменитой особо высоким уровнем сложности. Все это совсем не понравилось американскому отделению Nintendo. Которое хотя и хотело издать продолжение столь успешной серии, но не в таком виде. Между тем в 1987 году, Nintendo выпустило совсем другой платформер Yume Koujou: Doki Doki Panic, изначально не имевший к серии Mario никакого отношения. Однако, после замены персонажей, именно он был издан на западе как вторая часть Super Mario Bros. (позже в этой форме он так же вышел и в Японии как Super Mario Bros. USA). И лишь в 1988 году, вышло полноценное продолжение этой серии, получившие название Super Mario Bros. 3. Однако учитывая ситуацию со второй игрой, его так же можно считать как второй (действительно полноценным продолжением), так и четвертой (по общему числу игр) частью. Хотя на NES были и прочие игры из Mario серии, они не были платформерами. Ввиду чего дальнейшие продолжения основной серии, вышли уже на других консолях. Поверх них Nintendo в 1986 так же разработало еще две платформера. К ним относится так же получивший весьма большую популярность Metroid. И известная, но далеко не до такой степени Hikari Shinwa. Оба получили продолжения на других консолях, но на самом NES они были единственными играми из своих серий. Еще одной важной игрой связанной с Nintendo, стала Kirby's Adventure. Фактически она была разработана HAL Labs, являющейся Second Party разработчиком для Nintendo. Она является второй игрой из серии Kirby, следующей за выпущенной в 1992 году на GB, Kirby's Dream Land. Однако сам Dream Land был очень маленькой игрой, и даже не содержал ключевой особенности серии, состоящей в возможности копирования способностей оппонентов. Тогда как Kirby's Adventure был проектом совсем другого уровня. Так как он вышел уже в конце выпуска NES игр, в 1993, он стал одной из самых продвинутых игр на консоли (одной из не многих игр использовавших картриджи в 768 Кб, и даже возможность к сохранению). Включая как куда большие количество уровней, так и возможность копирования способностей оппонентов. Не смотря на то, что эту игру разработало не само Nintendo, и столь позднее время издания, она так же стала одной из самых известных игр на NES.
Одной из самых значительных компаний выпускавших платформеры на NES был Capcom. Среди выпущенных им платформеров особо выделяется серия Rockman, а так же ряд платформеров основанных на персонажах от Disney. Являющихся как самыми известными, так и одними из наиболее качественных NES игр. По серии Rockman на NES вышло сразу 6 основных игр, выходивших с 1987 по 1993. А так же еще одна NES борд игра Wily & Right no RockBoard (однако она не известностью, не качеством не отличается). Тогда как с персонажами от Disney, Capcom разработал 6 платформеров. В которые выходит две серии по две игры (Duck Tales, Chip & Dale), и еще две игры отдельно (Darkwing Duck, Little Mermaid). А так же еще две игры, не относящихся к платформерам (TaleSpin, и Adventures in The Magic Kingdom). Правда Magic Kingdom является набором отдельных мини игр, среди которых есть пара уровней выполненных в стиле платформера. Ввиду чего ее жанровое отношение несколько спорно. На NES так же вышли две игры, из еще одной весьма известной серии от Capcom, Ghosts 'n Goblins. К которым относится порт первой игры с аркадного автомата, а так же Red Arremer II. Оригинальная игра Ghosts 'n Goblins примечательная по целому ряду причин. Ее аркадная версия вышла всего на неделю позже выхода SMB на NES, так же в сентябре 1985. Однако на смотря на столь раннею дату релиза, в отличии от SMB, она уже была выполнена на полноценном уровне (т. е. с разной и куда более комплексной графикой в разных уровнях, разными боссами и т. д.). Она была портирована на NES в 1986 году. Однако портом судя по всему занималась компания Micronics, а не сам Capcom. Тем не менее игра была довольно близка к оригиналу, фактически являясь первым из продвинутых платформеров на NES, и первой игрой использующей формат в 128 Кб в целом. Ввиду популярность данной серии, от нее началась спиноф серия из трех игр, об самом известном из оппонентов данной игры Red Arremer. Первая игра по ней вышла на GB в 1990, тогда как на самой NES вышла только вторая часть Red Arremer II. Правда она является не чистым платформером, а совмещает в себе платформенные уровни, с выполненными в стиле RPG походами по миру. Среди прочих значительных платформеров от Capcom так же можно отметить Bionic Commando, и Little Nemo.
Еще одним из самых значительных производителей игр, была Konami. Хотя игры от нее и склоны несколько проигрывать в качестве играм от Capcom, она в то же время выпустила примерно вдвое больше NES игр в целом. И у нее так же есть две серии, которые можно отнести к пятерке из самых известных платформеных\Run & Gun серий на NES. К ним относятся Castlevania и Contra. Из серии Castlevania на NES в целом вышло 4 игры. Однако ситуация с ними относительно не простая. Лишь три из них относятся к основной серии. Причем первая и третья весьма похожи друг на друга, тогда как вторая выполнена в несколько другом стиле геймплея (с использованием единого мира, а не ряда идущих друг за другом уровней). Еще одной игрой является так же платформенный спиноф Akumajou Special: Boku Dracula-kun. В отличии от более серьезного оформления основной серии, он выполнен в более детском стиле, и игра в нем идет за главного антагониста серии. В оригинальной версии он так и не был выпущен на западе, однако его модифицированный GB порт вышел в нем в 1993, под названием Kid Dracula. Тогда как из серии Contra вышло три игры, причем относятся они уже к Run & Gun жанру, являясь самыми известными представителями игр данного жанра на консоли. Ситуация с ними так же не простая. Первые две из них являются сильно модифицированными портами одноименных аркадных игр (Contra\Super Contra). Тогда как третья игра изначально разрабатывалась как вообще не связанная с серией. Ее планировали было издать в Японии под названием Arc Hound. Однако не смотря на то что она была сделана в Японии, фактически вышла она только в Америке. И для большей популярности была переименована в ней в Contra Force. Не смотря на отсутствие сюжетной связи, и больших отличий в особенностях графики и геймплея. Судя по всему ее издали несколько не доработанной, так как она медленно идет, и имеет серьезные проблемы со скролиногом. Как известность так и качество этой игры (главным образом из-за недоработаности), сильно не доходит до уровня первых двух. Еще одной не большой серией от Konami стала мини серия из двух игр Konami Wai Wai World. Примечательная тем, что в них используются многие из персонажей из разных игр от Konami. Хотя они главным образом платформенные, но так же содержат не много сегментов других жанров. На западе эти игры не издавались, ввиду чего там они относительно малоизвестны. Среди прочих значительных платформеров от Konami можно отметить Hi no Tori, Monster in My Pocket, Bio Miracle Bokutte Upa, Yume Penguin Monogatari, Bucky O'Hare, Tiny Toon Adventures, TMNT. Причем Hi no Tori, Bio Miracle Bokutte Upa, и Yume Penguin Monogatari не были изданы на западе.
Natsume главным образом выделяется линейкой из трех относительно серьезных игр (Kage\Dragon Fighter\Shatterhand), а так же одной особо качественной аниме основанной игрой Mitsume ga Tooru. Однако последняя не была издана на западе. Несколько ниже этого уровня, находятся серия из трех игр Power Blazer\Blade. Однако с ними довольно особая история. Дело в том, что первая игра была изначально издана в Японии как Power Blazer. Она была явным Rockman клоном, и была выполнена в схожем с ним более детском стиле. Для издания в Америке, на основе данной игры, была создана фактически новая игра, под названием Power Blade. Хотя и использующая часть элементов из Blazer (в частности боссов), но сильно отличающаяся от нее (серьезный стиль, куда более комплексные дизайны уровней, другие способности героя). В целом она была выполнена куда ближе к обычным играм от Natsume. Позже на ее основе была сделана вторая игра. Вышедшая как Power Blade 2 в Америке, но изданная как не связана с серией игра Captain Saver в Японии. Еще одной относительно значительной игрой от Natsume является сделанный на основе токусацу сериала Choujin Sentai Jetman. Однако он вышел только в Японии.
Игры от SunSoft можно условно разделить на серъезные и детские. Из первых больше всего примечательны две игры по Batman, а так же Run & Gun игра Raf World. Вторую игру по Batman стоит отметить особо, так как она возможно является самой технически продвинутой игрой на NES. К ним так же можно отнести еще одну игру Blaster Master, выделяющеюся особо высоким уровнем известности среди игр от SunSoft. Однако эта довольно не обычная игра. Действия в ней происходят в едином мире, управлять в ней надо боевой машиной, и в ней так же есть сегменты с видом сверху, управление в которых идет уже за ее водителя. Стоит отметить, что известна она главным образом ввиду более раннего времени выхода, нежели превосходства в качестве (она вышла в 1988, тогда как остальные из значительных игр от SunSoft с самого конца 1989 по начало 1992). Поверх этого SunSoft так же выпустила две игры в совсем другом, куда более детском стиле. К ним относятся Hebereke и Gimmick!. Обе игры не были выпущены в Америке, хотя и вышли в Европе. Ввиду чего, они весьма мало известны на западе. Причем ситуация с Hebereke уникальна тем, что он является первой игрой в серии из 9 игр (все кроме него вышли на других системах), причем все прочие игры были только спиноф играми, относящимися к другим жанрам. Ее главный герой даже на время стал маскотом компании.
Tecmo прежде всего известна свой серией из трех NES игр Ninja Gaiden, а так же куда менее известной, но не менее качественной, аниме основанной игрой Kyatto Ninden Teyandee. До них он так же выпустил несколько более примитивную, но не плохую, и относительно известную игру Rygar. Игры от нее примечательны тем, что они содержат много диалогов между уровнями, что в целом было весьма не характерно для игр тех лет.
Довольно особенно является ситуация с Hudson\Now Production. Сама Hudson хотя и является разработчиком игр, но больше примечательна как издатель, игр от Now Production. Она так же примечательно тем, что на пару с NEC, была ответственна за релиз собственной консоли PC-Engine в 1987 году. В платформенном отношении Hudson больше всего ассоциируется с сериями Adventure Island и Bonk. Однако ситуация с ними довольно не простая. В основе серии Adventure Island лежит аркадная игра Wonder Boy, разработанная компанией Westone. Даная игра фактически является начальной сразу для двух серий. Ее порт с оригинальным названием, а так же игры именно по Wonder Boy, стали выходить главным образом на консолях от Sega. Причем игры в ней быстро отошли от оригинального сеттинга примитивного человека в древнем мире, и перешли в сторону фэнтази платформеров с RPG элементами (не считая одного исключения). Тогда как на NES первый Wonder Boy был портирован компанией Hudson. При этом она изменила его название на Adventure Island. В последствии по серии Adventure Island продолжили выходить новые игры. Которые были оригинальными играми, а вовсе не портами последующих Wonder Boy игр. Причем в отличии от Wonder Boy серии, они оставались главным образом верными стилю и сеттингу оригинальной игры. Хотя в последствии в ней так же вышла пара игр с RPG элементами, но сохранением оригинального сеттинга. На NES в целом по Adventure Island вышло 4 игры. Причем поверх портированой самой Hudson первой части, остальные игры фактически были сделаны компанией Now Production, и лишь изданы Hudson. При этом 2-3 часть выполнены в стандартном стиле для серии, и весьма похожи друг на друга, тогда как 4 часть напротив является первой из двух игр, идущих с совмещением RPG элементов. Причем только она не была издана в Америке. И к тому же является самой последней из изданных в Японии игр для NES (она вышла 24 июня 1994 года). Тогда как серия Bonk изначально начала выходить на PCE. Первая игра на нем вышла еще в 1989, и лишь в 1993 была портирована на NES. Являясь единственной игрой из данной серии на нем. Причем порт был сделан со значительными изменениями, и его разработчиком стала даже не Now Production, а компания AI. Тогда как издателем был сам Hudson. Еще одной значительной игрой сделанной Now Production, и изданной Hudson стал Jackie Chan's Action Kung Fu. Изначально вышедший в конце 1990 на NES, и порфированый в начале 1991 на PCE. Причем обе версии разрабатывала сама Now Production, но тем не менее они все равно порядком различаются друг от друга. Поверх этого Now Production так же известна собственной серией из трех NES игр Wagyan Land. Ни одна из которых так и не вышла на западе. Причем сама она делала только первые две части, тогда как третью часть делала уже Namco. А так же сделанной на ее основе игрой Kamen no Ninja: Hanamaru. Данная игра примечательна сразу в двух смыслах. Она является второй игрой в основанной на токусацу серии Kamen no Ninja. Однако первая игра Kamen no Ninja: Akakage была сделана компанией Shouei, и выполнена в совсем другом стиле, не являясь не особо известной, не особо качественной. Другой особенностью связанной с ней является то, что на западе она была выпущена как Yo! Noid, с заменой всей графики, и главного персонажа на маскота компании Domino's Pizza. Так что хотя она и такая же по геймплею, но выглядит она совсем иначе.
Особо стоит выделить игры от трех не больших и мало известных, но весьма способных компаний Shimada Kikaku, Takeru, и EIM. Компания Shimada Kikaku значительная главным образом ввиду релиза Kero Kero Keroppi no Daibouken 2: Donuts Ike Wa Oosawagi! и Felix The Cat. Хотя Kero Kero Keroppi no Daibouken 2 является игрой совсем не известной, и не вышедшей на западе, с рядом особых проблем (боссы в форме мини игр, всего четыре уровня), его качество исполнения настолько высоко, что его можно относить к одним из лучших игр на консоли. Хотя он является второй игрой в серии игр по Kero Kero Keroppi (персонаж от компании Sanrio), первая игра в ней не является платформером, и сделана другой компанией. Он явно сделан на основе Wagyan Land (из которого и пришли мини игры вместо боссов), но сильно превосходит его в качестве. Тогда как Felix The Cat напротив относительно известен на западе, но даже не вышел в Японии. Пусть и не до уровня Kero Kero Keroppi, но это так же вполне качественный платформер. Компания Takeru была открыта сотрудниками ушедшими из Capcom, и принимавшими участие в работе над Rockman. Она примечательна весьма качественной, но не столь уж известной, игрой Seirei Densetsu Rikkuru. Тогда как компания EIM выпустила всего две игры, обе из которых являются NES платформерами. Пусть и не топового, но довольно достойного уровня. К ним относится изданная только в Японии малоизвестная игра Time Zone, и получившая и западный релиз игра Panic Restaurant.
Поверх этого, отдельные удачные игры, были и у ряда прочих компаний. Многие из них в целом выпустили на мало NES игр, которые однако не отличались особым качеством. Хотя не одна из их игр не является особым шедевром, но качество лучших может быть относительно достойным. В частности к ним можно отнести серию из трех NES игр Kaiketsu Yanchamaru. Теоретически она считается серией Irem. Однако на практике сама Irem разрабатывала лишь аркадную версию первой игры, и вторую игру. Тогда как порт первой игры делала компания TOSE, и даже ее издателем была Data East, а не Irem. Тогда как третью игру делала компания Micronics. Ввиду этого, все три игры сильно отличаются друг от друга. Лишь первая из них вышла в Америке, как Kid Niki: Radical Ninja. При этом относительно качественными стоит считать только 2-3 часть. Еще одной значительной игрой является Saiyuuki World 2. Причем первая игра из этой мини серии, является модифицированным портом второй игры из серии Wonder Boy (Wonder Boy in Monster Land). Идущей с заменой не только названия, но и сеттинга игры, на сетинг из китайского романа Saiyuuki. Тогда как вторая игра напротив не имеет никакого отношения к серии Wonder Boy, и является оригинальной игрой от Jaleco. По одной относительно не плохой игре так же есть и у ряда прочих компаний, к ним можно отнести: Robocco Wars (Pixel), Vice: Project Doom (Aicom), Mickey Mouse 3: Yume Fuusen (Kemco), Wacky Races, Moon Crystal (Hect), Clash at Demonhead (Vic Tokai).
Ниже этого уровня, можно выделить еще ряд платформеров, хотя и не особо значительных, но все же явно превосходящих совсем уж не значительные игры. В частности к ним можно отнести ряд игр от компании Kid, таких как KickMaster, GI Joe 1-2, Low G Man, и Bananan Ouji no Daibouken. А так же: Ninja Jajamaru: Ginga Daisakusen, Astyanax и The Young Indiana Jones Chronicles (Jaleco); Kyouryuu Sentai Zyuranger и Pizza Pop! (Arc System Works); Magical Taruruuto-kun 1-2 (TOSE); Flintstones 1-2 (Sol); Don Doko Don 2 и The Jetsons: Cogswell's Caper! (Natsume); Spartan X2 и Metal Storm (Tamtex); Getsu Fuuma Den (Konami); Sword Master (Athena); Kabuki: Quantum Fighter (HAL Labs); Captain America and The Avengers (Data East); Totally Rad (Aicom); Conquest of The Crystal Palace (Quest); The Bugs Bunny Birthday Blowout (Kemco); Parasol Henbee (SAS Sakata); Utsurun Desu (Takara); Ultraman Club: Kaijuu Dai Kessen!! (Tsuburaya).
Вторым по значительности жанром на NES были RPG игры. Относительно их NES больше всего известна как консоль на которой начались сразу обе самые известные RPG серии классического типа Final Fantasy (Square) и Dragon Quest (Chunsoft\Enix). Из первой на ней вышло сразу три игры, а из второй четыре. Не смотря на то, что FF больше популярна на западе, а DQ в Японии, только первая игра по FF, и все четыре игры по DQ вышли на западе (правда с запозданием). Первая игра по DQ так же примечательна тем, что она была самой первой RPG игрой на NES, да и вообще первой полноценной RPG игрой классического типа (хотя на компьютерах и были подобные RPG игры, они порядком отличались от того что было заложено в ней, и фактически стало стандартом жанра). Ее японская версия вышла еще в мае 1986, и весела рекордно малые для RPG игры, 64 Кб. В ней даже не было возможности сохранять игру, ввиду чего так же использовалась уникальная для RPG игр, система паролей (система сохранений была добавлена при западном издании, но оно было только в августе 1989). На NES так же появились первые игры из таких известных TRPG серий как Fire Emblem и Wars (причем по Fire Emblem на ней вышло сразу две игры). Все они были сделаны Intelligent Systems, являющимся Second Party разработчиком от Nintendo, и выпущены самим Nintendo. Однако хотя в последствии обе серии стали довольно известны на западе, не NES игры, не ряд последующих, на нем изданы не были. Так что первой игрой из серии Wars вышедшей на западе стала Advance Wars (GBA\2001), а первой игрой из серии Fire Emlem стала Fire Emblem: Rekka no Ken (GBA\2003). На NES так же начались такие RPG серии как: EarthBound, Momotarou Densetsu, Kawa no Nushi Tsuri, Heracles no Eikou, Hanjuku Hero, Metal Max. И выходили игры из таких серий как: Ys, Wizardry, а так же две RPG спиноф игры по Ganbare Goemon. NES так же был местом появления как самой серии The Legend of Zelda, так и ряда ее клонов. Серия Zelda в целом считается второй самой значительной серией игр от Nintendo, после Mario. Ввиду чего, она фактически стала второй по известности серией игр на консоли в целом. На NES по ней вышло всего 2 игры, довольно сильно отличающихся друг от друга по стилю игры. Первая часть выполнена в стиле с видом сверху, тогда как вторая совмещает RPG и платформенные элементы. Хотя они и не совсем RPG игры, у них тем не менее есть ряд схожестей с эти жанром. На их основе сама Nintendo позже выпустила серию из двух NES игр StarTropics. Хотя эти игры были сделаны в Японии, они с самого начала были ориентированы на запад, и выходили только на нем. Другие компании так же сделали ряд схожих игр, в частности включая: Crystalis, Willow, и Valkyrie no Bouken (она вышла только в Японии, и является первой игрой в своей собственной серии). На NES даже вышел ряд стратегических игр. Включая десяток игр от Koei, выполненных в типичном для них стиле. Причем 8 из них вышли и на западе.
Третьим по значительности жанром на NES можно назвать Beat 'em Up\Hack & Slash. Хотя игр в нем было не столь уж много, но среди них есть четыре особо удачные игровые серии. К которым относятся Double Dragon, Battletoads, TMNT, и Kunio-kun. Первой из игр данного жанра стала игра Nekketsu Kouha Kunio-Kun, от компании Technos. Изначально она вышла еще в 1986 на аркадном автомате, и в 1987 была портирована на NES. Позже выйдя на западе с рядом изменений, под названием Renegade. Эту игру можно условно считать и первой игрой данного жанра в целом. Однако ввиду столь раннего релиза, она еще не была столь уж полноценной. Аркадная версия фактически состояла из ряда отдельных битв, без обычного хождения вперед. И даже в несколько расширенной NES версии это не особо изменилось. В последствии по этой серии на NES вышло еще две не особо похожих на оригинал Beat 'em Up игры Downtown Nekketsu Monogatari (River City Ransom), вышедший только в Японии Downtown Special, сделанный на западе сиквел к первой игре Target: Renegade, и ряд спортивных игр. Между тем все та же компания Technos, в 1987 году выпустила куда более полноценную и близкую к первой игре, аркадную игру Double Dragon, портировав ее на NES в 1988 году. Что положило начало одной из самых известных игровых серий этого жанра. Непосредственно на NES из него вышло еще три игры. Между тем в 1991 компания Rare выпустила самую известную из западных игр на NES, Battletoads. Быстро ставшею одной из самых популярных игр данного жанра. А в 1993 она же объединила обе серии в продолжающей ее игре Battletoads & Double Dragon. Хотя сама игра была сделана в стиле Battletoads, в ней так же была добавлена возможность игры за персонажей из Double Dragon. Еще одной особо известной игровой серией данного жанра стали игры сделанные Konami на основе TMNT. Хотя всего на NES вышло четыре игры на ее основе, первая из них являлась платформером, а четвертая файтингом. Так что лишь 2-3 части относились к Hack & Slash. Причем вторая является портом с аркады, а третья напротив сделана специально для NES. Поверх этого можно так же отметить несколько отдельных игр, таких как Prisoners of War, Mighty Final Fight, и Mad City. Тогда как файтингов на NES было совсем не много (если не считать пиратских игр). Единственным действительно полноценным и качественным можно назвать только Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters. Так же примечателен выпущенный самой Nintendo уже в конце жизни консоли, и только в Японии Joy Mech Fight. А так же парочка ранних игр Yie Ar Kung Fu, и Urban Champion.
Четвертым по значительности жанром на NES, можно назвать Shoot 'em Up. Однако с ним не все так просто. Теоретически на NES вышло более 60 игр по нему. Однако лишь примерно пятая часть от них, вышла в девяностые (причем выход самой последней из них приходится еще на июль 1992). Дело тут в том, что после открывшего жанр выхода Xevious в аркадах в конце 1982 года, начался настоящий бум Shoot 'em Up игр. При котором их выходило не мало как в аркадах, так и на консолях. Однако ввиду ограниченности как технологий, так и способностей разработчиков, само по себе качество игр тех лет было не особо высоким. Судя по всему где то после 1986 бум уже пошел на спад, практически исчезнув к началу девяностых. А так как на NES лучшие игры стали выходить именно с девяностых, то и качество большей части Shoot 'em Up игр с нее было относительно не высоким. Особо большой популярностью на NES обладало всего лишь две серии Shoot 'em Up игр. К которым относятся Gradius и TwinBee. Обе серии были сделаны Konami, обе являются портами с аркад, и первые игры по обоим вышли на NES еще в 1986. Однако на этом сходства заканчиваются, так как не посредственное содержание серий отнюдь не схоже. Так Gradius является более серьезной и оригинальной игрой. Тогда как TwinBee является клоном Xevious, однако выполненном на куда более высоком уровне качества, и с детским оформлением. Из серии Gradius на NES вышло четыре игры, к которым относятся: первые две части основной серии; весьма похожая на них и вышедшая между ними игра Life Force (Salamader); и выполненный как детская пародия на данную серию Parodius. Тогда как по TwinBee вышло сразу три игры. Стоит отметить что не смотря на успех серии на западе, Gradius 2 не был издан на нем, а Parodius вышел в Европе, но не в Америке. Тогда как из серии TwinBee на западе и вообще вышла только вторая часть (Stinger), выполненая в не обычной для данной серии горизонтальной ориентации. Ввиду чего популярность этой серии больше затрагивает Японию. Тогда как с точки зрения качества особо выделяются три поздних игры. К которым относится Crisis Force (Konami), Rekka (Kid), и TaleSpin (Capcom). Первые две из них, являются более серьезным аркадными играми, и обе не были выпущены на западе (не считая гораздо более позднего релиза Rekka через VC). Тогда как TaleSpin на против более спокойная детская игра, выполненная в стиле Capcom-Disney платформеров. Из прочих значительных серий можно отметить: 19xx, Star Force\Star Soldier, Xevious, Fantasy Zone. А из отдельных игр, такие игры как: Chuuka Taisen, Abarenbou Tengu, Insector X, Legendary Wings, Gun-Nac, Abadox, Final Mission. На NES так же вышел и ряд ранних одноэкраных Shoot 'em Up таких как Space Invaders (только в Японии), и Galaga\Galaxian. На ней так же были шутеры с видом сверху. В частности три игры из серии Ikari Warriors. А так же такие игры как: Jackal, Heavy Barrel, Commando, Gun Smoke.
Главным образом в ранние времена жизни консоли, на NES так же вышло не мало одноэкраных платформеров. Самыми известными из них стали главным образом игры от самого Nintendo. Среди них есть серия из 4 игр Donkey Kong, две игры по Mario, и две игры по Popeye, а так же парочка отдельных игр Ice Climber и Balloon Fight. В случаи Donkey Kong первые три игры были портами первых трех частей этой серии с аркад. А еще одна куда менее известной модификацией второй игры, превратившей ее в обучающею математике. Ровно так же обстоит ситуация и с Popeye, в котором первая игра это порт с аркады, а вторая обучающая. Самой популярной из одноэкраных платформеров стала игра Mario Bros., так же являющаяся портом с аркад. Поверх нее Mario появился и в еще одной, куда менее известной игре Wrecking Crew. Значительную известность так же имели игры по серии Bubble Bobble\Rainbow Islands. Правда столь уж популярной из них была главным образом первая игра. На NES так же вышли первые игры из связанных друг с другом серий Ninja-kun\Ninja JaJaMaru-kun, правда только в Японии (последующие тоже выходили, но одноэкраными платформерами являются только первые). Среди прочих игр стоит отметить: Nuts & Milk, Mappy, Door Door, Son Son, RodLand, Elevator Action, BurgerTime (часть из них вышли только в Японии).
Так же преимущественно в начальные времена, на NES вышло не мало игр, которых условно можно назвать концептуальными. Т. е. таких игр, в который геймплей основан на какой либо простенькой оригинальной идее (многие игры в первых двух поколениях были такими). Из них наибольшую известность приобрел Bomberman. Хотя по нему вышло две игры, особо известной стала главным образом первая, так как вторая хотя и была получше, но и вышла куда позднее. На NES так же вышло несколько игр по Pac-Man, из которых особо значителен только порт первой части с аркад. И первые две части Dig Dug. А так же две части Arkanoid, и выполненные в его стиле Crackout\Flying Hero. На NES так же стали выходить игры и из серии Super Chinese, сразу три из которых вышли на нем. Из прочих игр можно отметить: Kekkyoku Nankyoku Daibouken, Battle City, Pooyan, City Connection, Ikki, Qix, Quarth, Clu Clu Land, Crazy Climber, Druaga no Tou, Quinty.
На NES так же был ряд паззл игр. Больше всего из них известны разные версии Tetris, и Mario игр. С играми по Tetris ситуация довольно сложная. В целом на NES было три таких игры. Одна японская созданная BPS, и выходившая только в Японии. Вторая от Nintendo, выходившая только на западе. И еще одна полулегальная американская версия от Tengen. Изначально версия от Tengen должна была выйти официально. Однако после того как Nintendo удалось получить права на Tetris, она подала в суд на только издавшего ее Tengen, и ему пришлось прекратить продажи своей версии. Поверх настоящих версий Tetris на NES так же вышел еще ряд связанных с ним игр, с несколько другим геймплеем (Tetris Flash, Tetris 2, Hatris). На нем так же вышло 4 паззл игры, с персонажами из серии Mario. Причем каждая из них имеет свой тип геймплея. К ним относятся: Dr. Mario, Yoshi no Tamago, Yoshi no Cookie, Wario's Woods. Причем первая из них была особенно популярной. Первая часть одной из самых значительных паззл серий Puyo Puyo так же вышла на NES, однако только в Японии. Что касается пазлов не основанных на аранджменте и исчезновении фигурок, то на NES особо известной стала серия из трех NES игр Adventures of Lolo.
Среди значительных можно так же отметить ряд игр прочих жанров. Так среди гоночных игр по качеству особо выделяется серия из двух игр Rad Racer от Square. Так же примечатален ряд ранних игр изданных Nintendo, к которым относятся Excitebike, F1 Race, Mach Rider (обе последних сделаны HAL Labs и похожи друг на друга, но F1 Race на западе не выходил), а так же Road Fighter от Konami (опять же не выпущенный на западе). На NES так же был ряд Light Gun игр. Так уже вскоре после начала продаж консоли Nintendo выпустил три игры Duck Hunt, Hogan's Alley, и Wild Gunman. Которые не смотря на примитивность, и стали самыми известными (особенно Duck Hunt). Позже сам Nintendo выпустил еще парочку игр в этом жанре Gumshoe и Barker Bill's Trick Shooting. Однако они не получили особой известности. Из игр прочих компаний особо можно отметить разве что Operation Wolf. Особой отметки стоит появление на NES четырех игр из серии Ganbare Goemon от Konami. Хотя сама серия началась не за долго до это в аркадах, оригинальная игра была малоизвестна, и выполнена в совсем другом стиле, нежели последующие. Ввиду чего значительную известность эта серия получила от выхода игр на NES. Первые две из них имели довольно своеобразный тип геймплея с видом сбоку (причем первая из них вышла еще в 1986 году, и была первой игрой в формате 256 Кб), а последующие две были RPG. На NES так же вышли две игры из серии Metal Gear (сам Metal Gear и Snake's Revenge). Был на NES и ряд прочих игр с действием с виду сверху (New Ghostbusters II, Gremlins 2: The New Batch, Zen Intergalactic Ninja). Однако они быстрей средние по популярности, нежели особо известные. В Японии так же вышло не мало VN игр, довольно специфического типа. Однако они не были переведены, и мало известны на западе. Особого упоминания среди них заслуживает игра Metal Slader Glory от HAL Labs. Однако не за содержание, а за то что она была единственной официально выпущенной NES игрой использующий размер в 1 Мб на картридж. Являющийся максимальным для официальных NES игр (однако пиратские картриджи бывают и куда больше). Разумееться на NES так же вышло большое количество симуляторов настольных и спортивных игр. Однако их сложно назвать особо значительными. Хотя Punch-Out!! от самого Nintendo и обрел весьма сильную популярность на западе (он был выпущен в двух версиях, в обоих регионах, хотя он основан на аркадной игре, он не является ее портом).