Начало истории видеоигр было положено еще в далеком 1947 году. Когда Thomas T. Goldsmith и Estle Ray Mann отправили на рассмотрение патент первого игрового устройства, под названием Cathode Ray Tube Amusement Device. Несмотря на то что им удалось запатентовать его, они так и не выставили это устройство на продажу. Начиная с тех лет, главным образом в Америке, изредка стали появляться первые игры, для отнюдь не персональных компьютеров. Говорить о каком либо массовом распространении тогда явно не приходилось. Так что они были доступны лишь, в отнюдь не многих, отдельных местах.
Первым шагом к созданию массово доступных игр, стало появление в начале 70-х аркадных автоматов. Самый первый аркадный автомат с игрой Galaxy Game, впрочем был доступен лишь в единственном экземпляре. Но всего два месяца спустя, в ноябре 1971 года появился и первый массово производимый автомат, с игрой Computer Space. Правда и он был ограничен лишь 1500 экземплярами. Его создатели Nolan Bushnell и Ted Dabney уже в следующем году создали компанию Atari. Которая вскоре стала лидирующей компанией по производству видео игр, и оставалась ей на протяжении следующего десятилетия. Первым продуктом Atari стала новая аркадная игра Pong. Так же выпущенная в 1972 году. Основой для нее послужила идея упрощенной версии настольного тенниса. В котором роль игроков заменили два белых прямоугольника, а роль мяча выполнял белый квадратик, летающий между ними. И все это на простом черном фоне. Несмотря на предельную примитивность эта игра быстро завоевала гораздо большую популярность чем предыдущая.
Год спустя после появления первого аркадного автомата, появилась и первая игровая консоль. Ее создатель Ralph Baer разрабатывал ее еще с 1966 года. Одно время он искал компанию которая могла бы заинтересоваться в выпуске его консоли. И после ряда не удачных попыток, он наконец нашел ее в виде фирмы Magnavox, производителя телевизоров и прочей электроники. Выпустившею его консоль в августе 1972 года, под названием Magnavox Odyssey. Это событие и положило начало первому поколению игровых консолей. Главной характеристикой как этой консоли, так и всего первого поколения в целом, является то, что все игры в нем не продавались на картриджах, а записывались в консоли с самого начала. Тем не менее именно в Magnavox Odyssey картриджи действительно использовались. Правда они не содержали никаких игр, а были лишь своего рода переключателями встоенных игр внутри консоли. Графические способности Magnavox Odyssey позволяли ей воспроизводить лишь крайне примитивную черно белую графику. И в ней даже не было поддержки звука. Что бы создать иллюзию использования цветов, вместе с консолью поставлялись цветные накладки на экраны телевизоров, симулирующие фон. А так же дополнительные вещи, такие как кубики, фишки и бумаги для веднния счета в играх. Т. к. сама консоль быда не способна показывать даже такие вещи. В 1975 году Atari так же выпустила свою первую домашнею консоль, которая являлась консольной версией Pong'а. Вслед за ними желание заработать на новом рынке появилось и у многих других компаний. То что они делали впрочем не отличалось оригинальностью. И фактически первое поколение видеоигр было во многом заполнено множественными клонами того же Pong'а. Не смотря на не плохие продажи сначала, со временем покупатели устали от все новых вариаций одной и той же игры. Что к 1977 году привело к первому краху индустрии.
Долго однако он не продолжался, так как уже в конце 1976 появилось второе поколение игровых консолей. Графика в них все так же оставалась быстрей схематичной, чем полноценной. Хотя и стала не много по сильнее. Однако главной деталью разделяющей консоли первого и второго поколений стало использование настоящих игровых картриджей. На которых на самом деле содержались игры. Первой консолью второго поколения стала Fairchild Channel F. Выпущенная компанией Fairchild Semiconductor в августе 1976 года. Для нее в последствии было издано несколько десятков картриджей. Куда важнее однако был релиз Atari 2600, выпущенной в 1977. И быстро ставшей самой популярной консолью второго поколения. С общим объемом продаж в 30 миллионов! Как и в случаи первого поколения довольно много компаний заинтересовалось возможностью заработать на видео играх. И с большим или меньшим успехом они стали выпускать свои консоли. Часть из них была графически сильнее чем Atari 2600, хотя и не была столь же удачна коммерчески. Из более менее значительных консолей того периода можно отметить Intellivision, ColecoVision, Magnavox Odyssey 2, Emerson Arcadia 2001, Sega SG-1000. И следующею за Atari 2600 консоль от самой Atari, под названием Atari 5200. Которая вышла в ноябре 1982 года, но была отнюдь не столь удачна как ее предшественник. Так же стоит отметить что в те времена появились и первые портативные игровые консоли. Но на тот момент они не получили особого распространения. Со временем рынок вновь оказался насыщен примитивными, низко качественными играми. Что и привело к еще более масштабному американскому краху виде игр, длившемуся с 1983 по 1985. Ставшим сильным ударам по их производителям.
Приход третьего поколения был весьма особым событием для видеоигр. Которое во многом их изменило. Первое что стоит отметить, так это то что на протяжении всей предыдущей истории развития видеоигр, их центром всегда была Америка. Тогда как в Японии в сторону производства видеоигр совершались лишь первые шаги. Тем не менее начиная с третьего поколения, и вплоть до 2001 года, Америка почти полностью утратила свои позиции в производстве консолей. И даже сейчас смогла вернуть их лишь частично. Пока американские компании сражались с последствиями краха, ситуация внутри Японии была далеко не столь пессимистичной, так как американский крах на нее не распространялся. Что дало возможность японским компаниям не только захватить рынок видеоигр Японии, но и в последствии захватить рынок видеоигр всего мира. Второй важной вещью было то, что рынок видеоигр стал контролироваться не кучей мелких компаний, а всего лишь несколькими большими компаниями, серьезно занимающимися видеоиграми. Хотя время от времени, особенно во время пятого поколения, в нем все равно продолжали появляться компании, желающие выпускать консоли. Но фактически их консоли во многом игнорировались, и получали лишь крайне малую известность. Главной причиной этого изменения стала сильно возросшая роль качественных игр. Примитивность игр первого и второго поколения позволяла даже второстепенным компаниям самостоятельно и без особых затрат создавать не большие наборы игр для своих консолей. Что стало явно не достаточным начиная с этого поколения. И главным фактором успеха консолей стали как качественные игры от компании производителя, так и качественные игры выпускаемые множеством сторонних разработчиков. Последние в особенности не стремились производить игры для сомнительных систем. Хотя их роль для успеха консоли стала самой важной. Таким образом хотя многие были в состоянии просто выпустить консоль, добиться постоянного притока качественных игр могли лишь несколько самых популярных компаний. Так же именно с этого периода графика в играх наконец сошла с примитивно схематического уровня, и перешла на уровень хотя и простенькой, но уже вполне полноценной и красивой 2D графики. Попутно с этим возросла и масштабность самих игр. Так раньше многие игры по сути базировались на основе какой либо оригинальной, но довольно простенькой, идеи. А в этом поколении появились полноценные сайдскролеры. С большим количеством, на самом деле разнообразных уровней. И даже, пусть и довольно примитивные, но все же настоящие RPG игры.
Единственным значительными игроками на рыке видеоигр в третьем поколении стали две японские компании Nintendo и Sega. Ближе к концу поколения к ним правда не на долго присоединился еще и NEC, но его приход так же можно отнести и к следующему поколению. Даже среди такого маленького набора участников на самом деле большая роль была только у Nintendo. Изначально компания Nintendo была основана еще в 1889 году, как производитель традиционных японских игральных карт Hanafuda. Со временем в Nintendo поняли, что далеко с одними картами не уйдут. И начали предпринимать попытки расширить свой бизнес. Впоследствии это привело их к рынку выпуска сначала обычных игрушек, а затем и видеоигр. Первым шагом в направлении видеоигр, стало заключенное в 1974 году соглашения на распространение консоли Magnavox Odyssey в Японии. За этим последовало создание собственных аркадных автоматов. И даже серии клонов Pong консолей под названием Color TV Game. А так же серии простеньких портативных консолей Game & Watch. Но ни одно из этих начинаний не было даже близко по значению к выпущенной 15 июля 1983 года в Японии первой игровой консоли третьего поколения Famicom. Редизайн которой вышел в октябре 1985 года в Америке как NES, а в сентябре 1986 достиг и Европы. NES стала в последствии самой известной игровой консолью в мире. Официально игры для нее разрабатывались как самой Nintendo, так и множеством сторонних разработчиков с 1983 по 1994 год. А множественные пиратские клоны самой консоли, и оригинальные пиратские игры для нее, выпускались еще дольше. В целом для NES было выпущено более 1000 игр. Качество этих игр так же рекордно сильно изменялось со временем. Хотя разница в качестве графики между первыми и поздними играми для консолей это обычное дело, она никогда не имела столь сильных различий как в случаи NES. Первые игры для NES не особо отличались от поздних игр второго поколения. И лишь начиная где то с 1986 года стали появляться игры которых можно было назвать полноценными сайдскролерами. А самые развитые игры приходятся на начало 90-х. Главной причиной этому скорее всего являлась большая разница в доступных размерах картриджей. Так если первые NES игры были всего лишь по 24 Кб, то поздние занимали вплоть до 1 Мб! Хотя большая часть значительных NES игр обычно имела размер в 128-256 Кб. На NES так же зародилось не мало игровых серий, продолжения которых выпускаются до сих пор. Среди тех что выпустила сама Nintendo особо стоит отметить самую продаваемую в мире серию игр Mario, а так же серию Legend of Zelda. А среди игр от других компаний Megaman, Castlevania и Contra (которая в действительности пришла с аркад), а так же ставшие широко известными в более поздние времена Final Fantasy и Dragon Quest. Да и множество серий поверх них. В феврале 1986 года так же вышло устройство позволяющие запускать NES игры с дискет, под названием FDS. Особо популярным оно не стало, и за пределами Японии не издавалось. Но даже для него было выпущено более 200 игр. В целом в мире было продано более 60 миллионов NES, и несчетное число ее клонов.
Главным, и по сути единственным серьезным оппонентом NES, стала Sega Master System. От второго гиганта игривой индустрии, компании Sega. Sega так же была довольно старой японской компанией, открытой в 1940 году. Поначалу она специализировалась на выпуске разнообразных монеточных автоматов, а в последствии и аркадных видеоигр. В день выхода NES в Японии, Sega так же выпустила свою первую домашнею консоль SG-1000. Год спустя появилась ее вторая модель SG-1000 II, а в 1985 и третья. Первая и вторая модели так и не получили значительной популярности. А вот третья модель, известная изначально как Sega Mark III, и после редизайна переименованная в SMS, и стала первой успешной консолью компании Sega. Графические способности SMS были примерно на одном уровне с NES. Однако SMS не могла похвастаться столь впечатляющим набором игр. В те времена самой известной игровой серией от Sega была довольно примитивная, и сейчас во многом забытая, серия игр Alex Kidd. А многие известные игры от сторонних производителей, во многом из-за политики Nintendo, на нее так и не попали. Поэтому SMS продавалась довольно слабо как в Японии, так и в Америке. Однако ей удалось достичь большего успеха в Европе. И огромного успеха в Бразилии. Тем не менее общие продажи консоли составили лишь 10-13 миллионов экземпляров.
Со временем в игру решил вступить и третий оппонент, в виде компании NEC, в партнерстве с производителем видеоигр Hudson Soft. Воспользовавшись развитием технологий, они сделали консоль которая явно превосходила NES и SMS по графическим возможностям. И по сути стояла между третьим и четвертым поколением консолей. Не смотря на кажущеюся привлекательность раннего выхода более сильной консоли, подобного рода проекты никогда не шли особо удачно в сфере видеоигр. И обычно были не в состоянии справится с чуть позже приходящими, более сильными конкурентами. В Японии новую консоль назвали PC Engine, а за ее пределами она стала известна как TurboGrafx-16. Она была выпущена 30 октября 1987 года в Японии, и в августе 1989 года в Америке. Плюс к тому в апреле 1988 года для нее так же вышло дополнение позволяющие, впервые в истории консолей, запускать игры с CD дисков. Как и в случаи с SMS, отчасти из-за Nintendo, набор игр у PC Engine был довольно ограниченным. Но все равно был гораздо лучше чем у SMS. Хотя консоль и не плохо продавалась в Японии, ее позиции были довольно слабыми в Америке, и совсем слабыми в Европе. Тем не менее как на картриджах (точнее говоря на HuCard) так и на CD дисках, для нее были выпущены сотни игр. Правда многие из них, включая даже очень популярные в Японии, так и не дошли до Америки. Самой известной игровой серией для нее стал Bonk, играющий в ней схожую роль с той, какую Марио играл для NES. Хотя он никогда не был столь популярен. К тому же первая игра по нему в последствии вышла даже на NES и других консолях. Общие продажи PC Engine составили 10 миллионов экземпляров.
Приход четвертого поколения принес в видеоигры значительное улучшение 2D графики. Хотя справедливости ради стоит отметить что среди него так же было и несколько игр с крайне примитивной 3D графикой, но сколь либо значительной роли они не играли. Если не считать PC Engine, то четвертое поколение домашних консолей было местом двусторонней борьбы между Sega и Nintendo. И если в предыдущем поколении Nintendo легко обошло Sega, то на этот раз ему пришлось сражаться с ней примерно на равных.
Первый шаг в четвертое поколения сделала именно Sega, выпустив 29 октября 1988 года, самую удачную за ее историю консоль, под названием Sega Mega Drive (Genesis). В отличии от PC Engine она уже была полноценной консолью четвертого поколения, и ее графические возможности мало чем отличались от будущей консоли Nintendo. К тому же на этот раз ей удалось выпустить настоящий хит, серию игр Sonic The Hedgehog. Ставшею самой известной серией игр от Sega, и популярной до сих пор. Вместе с этим Sega удалось добиться и куда большей поддержки сторонних разработчиков чем ранние. Поэтому количество и качество игр для SMD было уже на сравнимом с консолью от Nintendo уровне. Все это привело к более менее равной битве в Америке, и превосходству в Европе. Хотя в Японии Sega так и не смогла превзойти не Nintendo, не даже NEC. Повторяя ход последней, Sega так же выпустила Sega CD дополнение, которое позволяло запускать игры с CD. Однако оно было не столь уж популярным. Тем не менее это не остановило Sega от выпуска второго дополнения, под названием Sega 32X. Хотя 32X вновь вернулся к использованию картриджей, он в то же время значительно увеличил силу консоли. Сделав ее чем то по середине между консолями четвертого и пятого поколений. Однако его выход состоялся в конце 1994 года, почти одновременно с настоящей 32 битной консолью пятого поколения от Sega. Таким образом Sega поставила перед покупателями вопрос, купить полноценную консоль пятого поколения, или отнюдь не дешевое дополнение? Излишне даже говорить, что большинство решило проигнорировать 32X и перенесло свое внимание на новые консоли. Поэтому когда даже для Sega CD было выпущено более 200 игр, на Sega 32X их было всего 34. Продажи самой Sega Mega Drive достигли 39 миллионов (больше если считать множество ее клонов), а Sega CD 6 миллионов.
Примерно год спустя от релиза SMD, Nintendo выпустило свою консоль четвертого поколения, под названием SNES (Super Famicom). Ее набор игр так же включал в себя новые игры по Mario и Zelda, и ставшею очень популярной серию Donkey Kong Country. При этом у него все еще была несколько превосходящая SMD поддержка сторонних разработчиков. Что в целом позволило SNES стать весьма удачной консолью, хотя и не позволило ей стать четким лидером этого поколения. Не желая отставать от Sega и NEC, Nintendo так же решили создать CD дополнение к SNES. И для этого они обратились в компанию Sony... Что скорее всего стало их самой главной ошибкой за всю историю компании. Которая во многом изменила игровую индустрию будущего. К тому времени как разработки CD дополнения были уже почти завершены, Nintendo вдруг объявило что разрывает контракт с Sony. Т. к. она не смогла достичь удовлетворительного соглашения о том как поделить деньги между компаниями. И вместо Sony, стала разрабатывать это дополнение вместе с Philips. Sony такое решение мягко говоря не понравилось. И поэтому Sony решила выпустить свою собственную консоль пятого поколения. Между тем партнерство с Philips так же ни к чему не привело, и у SNES так и не появилось никакого CD дополнения. Хотя Philips при этом тоже создал свою консоль, и даже получил права на разработку Mario и Zelda игр для нее. Но тем не менее она впоследствии провалилась. Даже без CD дополнения общие продажи SNES в конечном итоге составили 49 миллионов.
Еще одним важным событием в четвертом поколении стало появление первых популярных, портативных игровых консолей. Хотя портативные консоли как таковые появились гораздо раньше, но до четвертого поколения они были еще слишком примитивны, и не играли почти никакой роли. Тогда как с четвертого поколения это радикально изменилось. Как и в случаи с домашними консолями значительную роль в портативных консолях четвертого поколения стали играть только Nintendo и Sega. При этом на самом деле большую роль вновь играло лишь Nintendo. Портативные консоли которой с 1989 по конец 2004 года почти не встречали достойного сопротивления.
Первой популярной игровой консолью стал GameBoy от все той же Nintendo. Выпущенный 21 апреля 1989 года в Японии, и в августе того же года в Америке. GameBoy вовсе не был сколь либо продвинутым устройством. Его графические возможности не доходили даже до уровня NES, хотя и были гораздо лучше чем у консолей второго поколения. Его главный минус состоял в том, что в нем использовался черно белый экран, с крйне маленьким разрешением в 160x144. Однако это позволило ему продаваться по цене всего в 90 долларов, и работать по 10-14 часов от 4 батареек. Что стало важным фактором его успеха. GameBoy так же обладал не малым набором игр, включая релиз первых игр по Pokemon'у в 1996, которые весьма помогли его продажам.
Главным оппонентом GameBoy стал Sega GameGear. Выпущенный год спустя от GameBoy, 8 октября 1990 года в Японии, и чуть позже в других регионах. Как консоль он легко превосходил GameBoy, во многом благодаря цветной графике. Которая вывела его примерно на уровень SMS и NES по техническим способностям. Хотя его разрешение экрана так же было лишь в 160x144. Дополнительная сила консоли однако слишком дорого обошлась GameGear. Так его стартовая цена составила 150 долларов, а время работы от 6 батареек равнялось 4-5 часам! Да и его набор игр выглядел не особо впечатляющим. Поэтому в конечном итоге продажи GameGear составили лишь 11 миллионов экземпляров.
Появление пятого поколения принесло в игры на домашних консолях бум 3D графики. И если раньше она использовалась только в нескольких играх, то теперь большинство игр стали использовать именно ее. Даже не смотря на то что консоли пятого поколения позволяли использовать только довольно простенькую 3D графику. Что же касается уровня 2D графики то он не особо изменился со времен четвертого поколения. Хотя справедливости ради стоит отметить, что именно в это поколение стали появляться первые игры с нарисованной в ручную 2D графикой. Выглядевшие значительно лучше чем старые игры. Но как количество 2D игр вобще, так и количество игр с ручной графикой в особенности было крайне малым в этот период. Другим важным нововведением стал переход на использование CD дисков, в качестве устройств для хранения игр. Такой подход имел как ряд плюсов так и ряд минусов. Главный плюс состоял в том что диски позволяли хранить на них гораздо больше информации, чем картриджи, и при этом даже стоили дешевле. Так если самые большие картриджи на SNES вмещали в себя только 6 Мб, на CD могло поместится порядка 700 Мб! В действительности однако разработчикам тех времен столько место еще не особо и требовалось. Поэтому дополнительное место чаще всего использовалось для музыки в формате CD Audio. Тогда как основной код игры и графика обычно занимали гораздо меньше места. Более полезным можно считать появление возможности вставки видео сегментов, озвучки диалогов, и вставку песен. Хотя все это практически использовалось далеко не всегда. Да и качество видео оставляло желать лучшего. Из минусов CD формата можно отметить медленную скорость загрузки, а так же малую надежность самих дисков. Использования сохранений игр так же получило популярность в этот период, в виде дополнительных карточек памяти. Которые вставлялись в консоль, и позволяли хранить сейвы сразу для многих игр на одной карте. Как таковые сейвы существовали еще во времена NES, будучи встроенными в картриджи. Но в домашних консолях 3-4 поколений они использовались крайне редко. Обычно только для RPG игр. Правда в GameBoy и будущих портативных консолях от Nintendo сейвы встречались куда чаще. Использование сейвов позволяло создавать более масштабные игры, которые не возможно было пройти за 1-2 часа. Да и просто облегчило жизнь геймерам. Которым теперь не требовалось вводить и записывать пароли, или начинать игру с начала каждый раз. Изменилось так же и расстановка сил. Nintendo и Sega пришлось уступить место Sony. Ставшей лидером как этого, так и следующего поколения в домашних консолях. Хотя Nintendo все еще принадлежало четкое лидерство в портативных.
Приход Sony ознаменовал появление следующего крупного игрока на рынке видеоигр. Как и в случаи с Nintendo и Sega, Sony так же была старой японской компанией, открытой в 1946 году. Еще за долго до прихода в рынок видеоигр, Sony уже была известна по всему миру, главным образом как производитель разнообразных электронных устройств. Изначально Sony вовсе не собиралась выпускать свою консоль. Но имея наработки от работы над CD дополнением для SNES, и сильно разозлившись на Nintendo за столь наглый разрыв контракта в последний момент, Sony решила вступить в рынок видеоигр. Выпустив свою первую домашнею консоль Sony PlayStation. Ее выпуск состоялся 3 декабря 1994 года в Японии, и в конце 1995 в других регионах. Или иначе говоря не много позже Sega, и почти на два года раньше чем Nintendo. PlayStation быстро удалось добиться поддержки многих сторонних разработчиков. Включая даже некотрых из тех, кто ранее поддерживал Nintendo. И в конечном итоге заполучить огромный набор в более чем 2000 игр! Да и цена консоли была меньше чем у Sega. Все это привело к огромной популярности консоли. И рекордным для тех времен количеству проданных экземпляров, общим размером в 102 миллиона. Что примерно в 10 раз превосходило продажи консоли от Sega, и в три раза от Nintendo.
Между тем Sega тоже не сидела сложа руки, и выпустила свою собственную консоль пятого поколения, под названием Sega Saturn. Saturn был крайне похож на PlayStation почти во всем. У него был примерно один и тот же уровень графики, почти одно и то же время релиза, и схожий, но в то же время гораздо меньший, набор игр. Однако ряд проблем не позволил ему достичь и близко такого же уровня популярности и поддержки сторонних разработчиков как PlayStation. Так во-первых Saturn стоил не много дороже, чем PlayStation. В силу сложного внутреннего устройства, для него так же было значительно труднее программировать. И к тому же Sega совершила ряд больших ошибок в его продвижении. Изначально она выпустила Saturn раньше обещанной даты, и лишь в ограниченном количестве магазинных сетей. Что разозлило как разработчиков, которые не смогли использовать момент старта для увеличения продаж, так и не получившие ее сети магазинов. Несколько лет спустя в 1997 году Sega совершила еще более глупый поступок, объявив что ее будущего в Saturn'е нет. И вместо него решила сосредоточится на скором выпуске консоли шестого поколения, под названием Dreamcast. Это заявление сильно снизило продажи консоли и игр, а так же привело к тому, что многие разработчики отменили планируемы для выпуска игры на Saturn'е. В будущем компании игровой индустрии стали гораздо сдержаннее в подобных заявлениях. Старясь подольше держать проекты новых консолей в секрете, и показать что у уже присутствующих на рынке консолей еще есть будущие. Плюс к тому на Saturn'е даже не было достойной игры по Sonic'у. Хотя и присутствовало несколько второстепенных. Учитывая важность наличия популярных игр от разработчиков консоли, это так же было большой ошибкой. Обычно разработчики видеоигр стараются по быстрее выпустить их самые известные серии на новой консоли. А Sega хотя как то и пыталась разработать основную игру по Sonic'у для Saturn, даже не довела ее разработку до конца. В конечном итоге это привело к продажам консоли всего в 9,5 миллионов экземпляров. И сильному отставанию от обоих конкурентов.
Nintendo к началу пятого поколения опоздала аж на два года. Правда при этом она представила чуть более мощную систему, под названием Nintendo 64. В действительности N64 была лишь слегка сильнее PS и Saturn. Практически говоря тем, что графика в ее играх просто выглядела чуток посглаженей. Другим важным отличием стало использование картриджей вместо CD дисков. Что было как дороже, так и не позволило играм для N64 использовать все преимущества большого размера дисков. Ведь даже самые большие картриджи для N64 использовали лишь 64 Мб, против 700 у соперников. Набор игр так же был гораздо более скромным чем во времена NES и SNES и состоял лишь из 387 официально выпушенных игр. В целом N64 удалось достичь лишь средненькой популярности. И продаж в 32 миллиона экземпляров.
Так же в это поколение появилось не мало прочих желающих подзаработать на рынке домашних консолей. Среди наиболее значительных стоит отметить такие консоли как 3DO, Atari Jaguar, NEC PC-FX и даже Nintendo Virtual Boy. Их продажи были на уровне от сотен тысяч до нескольких миллионов экземпляров. Из них стоит особо отметить Virtual Boy, который стал известен как единственная целиком провалившаяся консоль от Nintendo. В каком то роде Virtual Boy пришел слишком рано для своего времени. Он был первый консолью способной отображать стерео графику (сейчас это 3D называют, но не путайте с обычной 3D графикой) за счет использования очков. Сама графика поверх того что она была в стерео форме, являлась довольно примитивной. Да и консоль было не удобно использовать. Поэтому для нее выпустили только 22 игры, а продажи дошли лишь до 770 тысяч экземпляров. Отмечу так же вторую и последнею попытку NEC зайти на игровой рынок, со своей новой консолью PC-FX. Он так же использовал CD диски, но был значительно менее мощным чем PS и Saturn. В отличии от PC Engine, PC-FX уже абсолютно не мог как следует соперничать с основными консолями. Весь его набор состоял из 62 игр, многие из которых были довольно сомнительными играми анимешной тематики. И консоль даже не стали издавать за пределами Японии. Его продажи составили чуть менее 100 тысяч экземпляров.
Главным событием на рынке портативных консолей стал релиз слегка улучшенной версии GameBoy под названием GameBoy Color. Состоявшийся в октябре 1998 года. Поверх того факта, что у GameBoy наконец появился цвет, ничего особо революционного он не принес. И графика в играх продолжала быть примерно на уровне NES, с все тем же заниженным разрешением. Даже для своего времени GameBoy Color уже казался устаревшей консолью. Однако за счет не высокой цены, и большого набора игр, GameBoy Color продолжал оставаться очень успешным. Общие продажи GB и GBC вместе в конечном итоге составили 118 миллионов экземпляров!
Еще одной более менее значительной портативной консолью времен конца пятого, начала шестого периода стал WonderSwan от Bandai. WonderSwan был разработан тем же человеком, который отвечал за разработку GameBoy и Game & Watch, а так же Virtual Boy. После провала последнего, ему пришлось уйти из Nintendo, и приступить к разработке WonderSwan. Который был выпущен в Японии 4 марта 1999 года. А чуть позже в декабре 2000 вышла его цветная версия WonderSwan Color. Как консоли WS и WSC были значительно лучше чем GB и GBC. Превосходя его как по уровню графических возможностей, так и по разрешению экрана. Не говоря уже о возможности десятками часов работать от одной батарейки. Его набор игр был не столь уж плохим для не особо удачной консоли, и содержал даже ряд игр по Final Fantasy, две игры по Megamen'у, и целую тучу игр по разным аниме включая Digimon, Naruto, One Piece, Hunter X Hunter, InuYasha, Gundam и т. д. Однако WS и WSC так никогда и не были изданы не в Америке, не в Европе. Хотя они и издавались в Сингапуре. Благодаря чему несколько игр для них были переведены на английский. Но большинство из них доступно только на японском.
Приход шестого поколения принес в видеоигры дальнейшее улучшение 3D графики. И хотя она еще во многом продолжала оставаться довольно угловатой, она в то же время стала гораздо детальней чем была в прошлом. Потенциально говоря, консоли шестого поколения так же были способны на гораздо более качественный уровень ручной 2D графики. Позволяя создавать крайне впечатляющие игры на ее основе. Но на практике большинство игр для домашних консолей продолжало использовать 3D графику. И лишь очень не многие 2D игры на самом деле показывали возможности консолей в 2D графике. Таким образам ее потенциал был больше теоретический, и на практике ограничивался лишь несколькими отдельными примерами. Так же в этот период появились первые консоли использующие DVD в качестве носителя игр. Что позволило увеличить размер файлов игр примерно в 6,5-12 раз по сравнению с CD. Онлайн игры на консолях так же достигли значительных масштабов в этот период. Еще одной важной вещью стал приход в видео игры следующего крупного игрока, в виде корпарации Microsoft. Правда в этом поколении она играла только среднею роль. Лучше показав себя в следующем. И в то же время она стала первым и единственным серьезным американским игроком, появившимся на рынке домашних консолей, еще со времен Atari.
Первым в шестое поколение консолей пришла Sega со своей новой консолью под названием Dreamcast. Это произошло всего два года спустя после выходя Nintendo 64, и почти за два года до выхода следующей консоли шестого поколения. Не смотря на столь малый временной промежуток от выхода N64, Dreamcast уже был почти полноценной консолью шестого поколения. С сильно превосходящими N64, и лишь не много уступающими будущим консолям, возможностями. Правда при этом, в нем все еще использовались CD, а не DVD диски для хранения игр. На этот раз Sega серьезней подошла к маркетингу. И уже вскоре после релиза консоли выпустила весьма удачный Sonic Adventure. Сделав позже его вторую часть. А через год создала игру с рекордным по тем временам бюджетом для видео игр, под названием Shenmue. Казалось бы перспективы у консоли были прекрасными. Но в действительности все пошло не как планировалось. И хотя продажи консоли по началу были весьма не плохими, после прихода следующей консоли от Sony, популярность Dreamcast стала падать. И в 2001 году Sega официально объявила что собирается оставить консоль, и уйти из консольного бизнеса, что бы сосредоточится на производстве игр. С тех пор, Sega больше не выпускала значительных консолей. И стала разрабатывать игры для консолей сторонних разработчиков, включая Nintendo и Sony. Дошло до того что в некотрых играх Sonic и Mario стали появляться вместе. Общие продажи Dreamcast составили всего лишь 10 миллионов экземпляров.
Главным событием шестого поколения в домашних консолях стал выпуск 4 марта 2000 года в Японии, и чуть позже в остальных регионах, новой консоли от Sony, под названием PlayStation 2. PS2 быстро стала лидером поколения, и на данный момент держит первенство по общему числу проданных консолей, составляющему почти 154 миллиона экземпляров! И это при том что PS2 все еще продолжает по не многу продаваться даже сейчас. Общее количество игр для нее перешло за 2000. Еще одним плюсом консоли, сказавшемся на ее популярности, стала поддержка воспроизведения DVD Video.
Чуть больше года спустя от выпуска PS2, в игру вступил новый игрок, в виде американской корпорации Microsoft и ее первой консоли, под названием Xbox. Релиз которого состоялся 15 ноября 2001 года. Xbox во многом напоминал PS2. Как его графическими возможностями, так и набором игр. Хотя в то же время набор игр для него был куда меньше, с малым количеством эксклюзивных игр. Он так же использовал DVD диски для хранения игр. Однако на его популярность, это схожесть не распространялась. И в конечном итоге он смог достичь продаж только в 24 миллиона экземпляров.
Nintendo пришла в шестое поколение, выпустив 14 сентября 2001 года, не особо удачную консоль, под названием GameCube. По сути GC был не чуть не хуже прочих участников. Его графические способности были даже чуток выше чем у PS2. Да и набор игр содержал больше значительных эксклюзивов чем у Xbox. И стоил он дешевле. Хотя в то же время для игр в нем использовались MiniDVD размером в 1,5 Гб. И как следствие он не мог воспроизводить DVD Video диски. Тем не менее GC не смог поймать внимания как геймеров, так и разработчиков, и к конечном итоге его продажи составили лишь около 22 миллионов экземпляров.
Гораздо более удачной стала следующая портативная консоль от Nintendo, под названием GameBoy Advance. Выпущеная 21 марта 2001 года. По графике GBA примерно соответствовал SNES'у. И на самом деле даже был мощнее его. При этом он мог использовать больший размер картриджей, вплоть до 32 Мб. С часто присутствующей функцией сейва. У GBA был довольно впечатляющий набор игр, как от Nintendo, так и от многих сторонних разработчиков. По сравнению со SNES можно было сказать, что их стиль так же был более современным. Плюс к тому GBA обладал поддержкой GB\GBC игр (за исключением его третьей модели GameBoy Micro). Тем не менее он все еще страдал от относительно низкого разрешения экрана в 240x180 пикселей, и блеклых цветов. Поэтому порты SNES игр на нем, на самом деле выглядели значительно хуже. В отличии от GC, у GBA практически не было сколь либо серьезных соперников. Не смотря на то, что другие портативные консоли тоже существовали, не одной из них не удалось достичь значительной популярности. И GBA легко достиг монополии на рынке портативных консолей. Общие продажи GBA составили более 81 миллиона экземпляров.
Седьмое поколение принесло в видео игры сильное улучшение качества 3D графики. При котором она наконец перестала быть такой смазанной и угловатой, и достигла довольно впечатляющего уровня. Плюс к тому в двух из трех главных домашних консолей седьмого поколения стала использоваться HD графика вплоть до 1920x1080. Хотя в действительности не все игры создавались именно в ней. Для 2D графики приход консолей седьмого поколения мало что изменил. Возможностей консолей шестого поколения уже хватало для очень высокого уровня 2D графики. Так что новое поколение лишь позволило ей выйти в HD. Но опять же практических примеров ее применения на домашних консолях довольно мало, и те что есть далеко не всегда используют все возможности консолей. Еще одной вещью стало приближение консолей к компьютерам. Так как их мощность уже позволяла не только играть в игры, но и делать прочие вещи. Такие как использование интернета, просмотр картинок и видео, прослушивание музыки и т. п. Плюс к тому игры для консолей теперь стало возможным не только покупать в обычных магазинах, но и приобретать через специальные интернет магазины, от компаний производящих консоли. Которые после этого скачивались из интернета прямо на консоль. Правда зачастую речь идет о относительно не больших играх, созданных специально для продажи через интернет. Однако в то же время и распространение полноценных игр через интернет, так же не редкость. Еще одной важной вещью стало появление первой консоли, использующей BD диски для хранения игр. Что так же позволяет использовать ее для проигрывания BD Video.
Основой возможностей седьмого поколения стали две крайне похожие консоли. Это выпущенный Microsoft 16 ноября 2005 года Xbox 360, и выпущенная Sony 11 ноября 2006 года PlayStation 3. Хотя и раньше выпускались во многом похожие друг на друга консоли, они едва ли были столь похожи как PS3 и Xbox 360. Не только их графические возможности, но и набор игр, и даже объем продаж являются крайне схожими. Главное отличие этих консолей в том, что в PS3 используется BD, а в Xbox 360 DVD. Плюс в наличии не особо большго ряда эксклюзивных игр. Обе консоли были довольно удачными, но в то же время не стали лидерами этого поколения. Общие продажи Xbox 360 на данный момент (август 2012) составляют 68 миллионов, а PS3 64 миллиона.
После поражения в двух предыдущих поколениях, Nintendo смогло таки вернуться к первенству в седьмом. Выпустив 19 ноября 2006 года свою новую консоль Wii. В каком то роде это может казаться странным, если учесть что Wii это отнюдь не особо сильная консоль. Ее графические возможности лишь не много выше чем у GameCube. И практически куда больше похожи на шестое поколение, чем на седьмое. У нее нет даже поддержки HD графики. Для хранения игр в Wii все так же используются DVD диски, но на этот раз полноценные. И к тому же Wii, без сторонних манипуляций, не может даже проигрывать DVD Video. Откуда тогда пришел ее успех? В первую очередь Wii стоила дешевле чем ее соперники. Плюс к тому в ней с самого начала присутствовал чувствительный к движению геймпад. И при создании игр для Wii часто делался большой уклон в управления за счет движения. Хотя не требующих или почти не требующих его игр так же было не мало. Еще более развитые технологии управление движением в последствии появились как у PS3 так и у Xbox 360. Однако у них они были выполнены в виде отнюдь не дешевых дополнений, и далеко не сразу. Плюс к тому, ввиду сильной разницы в способностях консолей, игры для Wii обычно писались прямо для нее, а не портировались. Или портировались, но с сильными изменениями. Таким образом у Wii было гораздо больше эксклюзивных игр. Общие продажи Wii на данный момент составляют более 96 миллионов экземпляров.
Первенство Nintendo не ограничилась одними только домашними консолями, а перешло и на портативные. Следующим шагом в которых был релиз 21 ноября 2004 года новой консоли, под названием Nintendo DS. По сути DS стала первым показателм на изменением курса разработки консолей в Nintendo. И если раньше Nintendo склонно было выпускать консоли не проигрывающие остальным по техническим возможностям, то теперь вместе них стали выпускаться не особо мощные, но в то же время в чем то инновационные и относительно не дорогие консоли. Графические возможности DS лишь примерно соответствовали возможностям PS1 в 3D. И несколько превосходили ее в 2D. Не доходя впрочем до уровня шестого поколения домашних консолей. Что по тем временам уже едва ли можно было назвать особо сильным. Тогда как ее инновации состояли в использовании двух экранов вместо одного, нижний при этом являлся сенсорным. А так же не совсем инновационного, но все таки включения в консоль микрофона. Наличие двух экранов было хотя и далеко не критически важной, но в то же время полезной вещью. Второй экран мог использоваться как для расширения игрового поля, так и для отображения меню, карт, и прочей информации. Еще важнее был сенсорный экран. Так как он позволял управлять консолью по новому. И в частности с помощью него стало возможным создать ряд игр, основанных на управлении прикосновением, и не возможных на других консолях того времени. К примеру таких как серия Pokemon Ranger и Kirby: Canvas Curse. Микрофон так же порой использовался в играх. Обычно в него требовалось дуть, для активации особых эффектов. Хотя игры с распознаванием речи тоже как бы были. Но практически распознавание было на очень низком уровне, и работало далеко не как следует. А поэтому спобности микрофона в этом направлении обычно не использовались. Популярность консоли так же принесла на нее огромную коллекцию, главным образом эксклюзивных, игр. А общие продажи на данный момент составляют более 152 миллионов экземпляров! Что является рекордом для портативной консоли, и лишь на примерно 2 миллиона пока уступает рекордной по продажам домашней консоли PS2.
Не смотря на такой успех, в этом периоде Nintendo впервые потеряло свою монополию на рынок портативных консолей. В связи с релизом PlayStation Portable от Sony. Состоявшимся 12 декабря 2004 года. У PSP не было не двух экранов, не сенсорного экрана как такового, но в то же время она была куда более мощной консолью. С графическими возможностями близкими к уровню PS2. И большим экраном. Тем не менее более дорогая цена, и значительно более слабый набор игр. Достигающий лишь примерно половины от набора игр у DS, не позволил ей выйти в лидеры. Хотя не удачной ее тоже назвать нельзя. Общие продажи PSP уже достигли 73 миллионов. И она все еще остается популярной в Японии. Где для нее до сих пор выходит не мало игр. С другой стороны в Америке и Европе она уже давно утратила свою популярность, и новые игры для нее выходят только очень редко.
На данный момент восьмое поколение началось только для портативных консолей. Ни одна из домашних консолей восьмого поколения еще не вышла, и только одна была анонсирована. Таким образом говорить о том что оно принесет в игры еще равно. Хотя примерно это можно представить уже сейчас.
Единственной из анонсированных домашних консолей стала Wii U от Nintendo. Ее выпуск планируется на конец 2012 года. Но уже сейчас ясно, что по Wii U судить о восьмом поколении можно не больше чем по Wii о седьмом. Так как судя по объявленной информации технические способности Wii U будут лишь примерно на уровне PS3. С возможностью использования HD графики, и использованием модифицированного варианта BD для хранения игр. На котором нельзя будет смотреть BD Video. Как и в случаи Wii, основной идеей в продвижении консоли стали инновации. Которые на этот раз выражены в виде геймпада с большим сенсорным экраном. Гораздо больше напоминающем портативную консоль, или планшетный компьютер, чем стандартный геймпад. При этом новый геймпад можно будет использовать как для игры без телевизора, так и совместно с телевизионным экраном. Для разнообразных дополнительных вещей. Помимо него Wii U так же поддерживает стандартный геймпад Wii, и ее версию обычного геймпада со стандартным дизайном. Насколько такой подход будет успешным, пока еще сложно сказать. Хотя Sony и Microsoft еще не анонсировали своих консолей, работа над ними явно ведется. И по слухам они будут гораздо мощнее консолей седьмого поколения. С графикой возможно достигающей уровня 3D фильмов. Хотя ничего определенного про них пока не скажешь.
Восьмое поколение для портативных консолей так же открыла Nintendo, выпустив 26 февраля 2011 года свою новую консоль Nintendo 3DS. Внешне 3DS выглядит крайне похоже на DS. У нее так же есть два экрана, один из которых остался сенсорным, а другой стал чуть больше размером. Графика в 3DS примерно соответствует уровню Wii. Что не столь уж впечатляюще, если сравнить ее с возможностями ее соперника от Sony. А инновацией на этот раз стало появление экрана с 3D эффектом, работающим без использования очков. Из всей истории видеоигр ситуация с портативными консолями восьмого поколения стала скорее всего лучшим примером того, как от не большой разницы в цене может зависеть крах или успех консоли. Так изначально 3DS продавалась по цене в 250 долларов. Продажи при этом шли довольно вяло. Что сказалась даже на разработчиках. Ставших отменять или откладывать разработку игр для нее. Что бы исправить ситуацию Nintendo пришлось быстро снизить цену консоли до 170 долларов. После чего уровень ее продаж радикально вырос. И за примерно полтора года существования консоли он уже достиг весьма не плохой отметки в 19 миллионов!
Sony в свою очередь пошло по иному пути. И выпустила 17 декабря 2011 года свою новую консоль, под названием PlayStation Vita. С графическими способностями примерно на уровне PS3! И сенсорным 5 дюймовым OLED экраном, но без поддержки 3D эффекта. Учитывая возможности консоли, ее цена в 250 долларов в сущности была не особо большой. Хотя и дороже цен за которые обычно продают портативные консоли. Тем не менее продажи Vita с самого начала были крайне слабыми. В виду чего желающих делать игры для нее так же стало не особо много. Дошло до того что старя PSP в Японии и то продолжает продаваться лучше чем Vita! И даже количество новых игр для PSP в Японии издается больше чем для Vita! Правда на Америку и Европу это ситуация не распространяется. Вполне вероятно что если бы Sony снизила цены на Vita, то ей вполне возможно и удалось бы составить 3DS достойную конкуренцию. Но в то же время сделать это для Sony сложнее. Т. к. изготовление Vita явно обходится куда дороже чем 3DS. На данный момент продажи Vita составляют менее 2 миллионов.